Полный текст статьи
Печать

Во всем мире сейчас стали говорить о компетенциях. Особенно актуально эта проблема звучит сегодня, в связи с модернизацией Российского образования. По Федеральному Государственному Образовательному Стандарту основного общего образования  утверждено, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать «развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера» [1].

Наследием народного творчества выступает выжигание по дереву - одно из  популярнейших народных ремесел. В наши дни выжигание используется и как самостоятельный прием декорирования деревянных изделий, и в сочетании с другими декоративными приемами.

Но, в программах образовательной области «Технология» пирография по дереву встречается очень редко, а на уроках технологии художественному выжиганию особого внимания не уделяется.

На самом деле, техника пирографии проста в своем освоении и уникальна по воздействию на творческое развитие человека любого возраста.

Хотелось бы отметить, что обучение изобразительному искусству заканчиваются, в основном, пятыми классами. Вследствие этого не все дети могут понять изобразительное искусство, это достаточно сложный интеллектуально – чувственный объект познания. Ведь выполнение практических заданий на уроках изобразительного искусства учит понимать прекрасное и безобразное; развивать способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в природе, в общественной жизни и искусстве.

Таким образом, стоит проблема формирования у детей эстетического и художественного вкусов, креативного мышления и навыка творческого самовыражения, т. е  художественно-эстетической компетентности.

 Чтобы определить художественно-эстетические компетенции, вначале рассмотрим обе части компетенции — «художественная» и «эстетическая» по - отдельности. Некоторые авторы не отделяют художественную и эстетическую компетентность. Например, в энциклопедическом словаре «Психология общения» под редакцией А. А. Бодалева художественная компетентность сравнивается к эстетической компетентности и определяется следующим образом: «Художественная, эстетическая компетентность — способность читателя, зрителя слушателя вычерпывать из художественной ткани произведения различные по глубине и наполненности содержательно-смысловые слои. Эта характеристика отражает общий уровень эстетического развития личности, ее опыт общения с искусством, а также степень творчества, проявляющийся в восприятии искусства [2]. А вот О. В. Шокот под эстетической компетенцией понимает систему взаимосвязанных профессиональных качеств личности, которыми она проявляет свою готовность к профессиональной деятельности, синтезируя знания канонов пространственной и цветовой композиции, прикладные умения организовывать внешнее пространство в соответствии с правилами художественной композиции на основе устойчивых ценностных новообразований личности в виде художественного вкуса, креативных качеств и эмоционально-ценностных установок [3].

Таким образом, под художественно - эстетической компетенцией предполагается, что человек должен владеть нормами пассивного восприятия изобразительного искусства, и активно производить произведения искусства, творческие работы, совершенствовать свой внутренний нравственный уровень.

Во время прохождения педагогической практики в Хатасской средней общеобразовательной школе им. П.Н. и Н. Е. Самсоновых вела кружок по выжиганию «Пирография по дереву».

С первых занятий важно приучать детей к аккуратности в работе, разъяснять, что данный вид деятельности не терпит торопливости, неряшливости и даже небольшие дефекты могут испортить внешний вид и качество изделия.

В программе кружка «Пирография по дереву» предусматривается формирование художественно – эстетических компетенций детей среднего школьного возраста в области декоративно-прикладного искусства. Занятия выжиганием отвечают запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному творчеству.

Новизна программы состоит, прежде всего, в том, что это комплексная программа, которая дает возможность связать воедино изобразительное и декоративно-прикладное искусства. Ее преимущество состоит в том, что в течение года обучения в данном кружке по этой программе, ребенок уже не выжигает по готовым шаблонам, а осваивает технику рисования, изучает различные виды искусства и реализует свои знания и умения в своих работах, т. е. приобретает художественно – эстетические компетенции.

Целью программы кружка «Пирография по дереву» является формирование у детей художественно – эстетических компетенций.

Программа «Пирография по дереву» рассчитана на 72 часа в течение 1 года обучения. Возраст детей 11-14 лет. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа. Обучающиеся знакомятся с технологией выжигания, видами изобразительного искусства. В программу включены следующие темы: «Основы ИЗО», «Понятие светотени и тона», «Цветоведение», «Выжигание. Художественное оформление древесины», «Материалы для выжигания» и т.д.

В процессе реализации программы, обучающиеся должны знать, что такое выжигание, ведущие элементы изобразительной грамоты (линия, штрих, тон в рисунке), как готовится поверхность заготовки для выжигания, способы нанесения рисунка на основу, правила санитарии, гигиены и безопасности труда и соблюдать их, понятие светотени и тона и т.д.

Как и выше сказанное, в программу включены различные виды творческой деятельности – декоративно-прикладное и изобразительное искусства. Таким образом, каждое занятие дает возможность ребенку на развитие художественно – эстетической компетентности, которая проявляется в выполнении творческой работы на высоком эстетическом уровне, проявлению эстетического вкуса, к стремлению к эстетическому преобразованию окружающего пространства и в становлении творческой личности.