Проблема развития учебно-познавательной деятельности учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся на внеклассных занятиях по технологии. Учебно-познавательная деятельность – это деятельность учащегося по овладению знаниями и способами действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, поставленных преподавателем.
Существуют два понимания термина «учебная деятельность». Если ребенок приобретает новые знания, навыки, компетентности, практические умения, значит, осуществляется учебная деятельность, в которой учащийся работает с учебным содержанием на строго отобранном учебном материале под прямым руководством педагога. Если постараться определить эту деятельность еще точнее, то следует указать и на содержание обучения – это научные понятия, организованные в систему. Именно такой смысл придавали термину «учебная деятельность» Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, в работах которых впервые появилось близкое к приведенному определение. И специально подчеркивалось, что не любое учение, приобретение знаний является учебной деятельностью [4, с 18].
Учебная деятельность является по своей природе познавательной. В этой связи ее организационно-психологическая структура включает в себя мотивацию; проблему; исполнение; контроль и оценку, переходящие в самоконтроль и самооценку. [5, с 37]
Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.
Понятие «познавательная деятельность» учащихся наиболее полно отражает определение, предложенное В.А. Беликовым. Итак, познавательная деятельность учащихся – это элемент целостного процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности [2].
Развитие познавательной деятельности носит, по общему признанию, циклический характер, только содержание и форма каждого цикла определяется по-разному. Важно то, что «развитие идет от отражения как всеобщего свойства всякой материи к мышлению как высшей форме активного отражения объективной реальности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений» [1, с 155]. Таким образом, под развитием учебно-познавательной деятельности следует понимать процесс побуждения к переводу учащегося с воспроизводящего уровня учебно-познавательной деятельности на творческий уровень, где взаимодействие учащегося с окружающей действительностью характеризуется овладением им на уровне творчества системой научных знаний и способами деятельности. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение учащихся к основам рукоделия, среди которых вышивка занимает важное место.
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Вышивка, как один из самых распространенных его видов, особенно доступна для восприятия ребенком; её красота и естественность пробуждают любовь к природе, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры, как отдельного человека, так и общества в целом.
История вышивки лентами начинается с древнейших времен. Первоначально, конечно же, не было лент, поэтому использовали веревку из растительных волокон. И эта веревка постепенно превратилась сначала в тесьму, а со временем и в ленту. Широкое же применение шелковых лент началось в XIV веке. Во французском городе Лионе довольно быстро стало развиваться производство шелковых тканей и ниток. В XIX веке вышивка лентами стала популярна практически среди всех слоев населения. В скором времени мастерство вышивки шелковыми лентами добралось и до английских островов, а оттуда во все государства великой Британской империи. Постепенно под влиянием стилей рококо и барокко в России становится популярной вышивка шелковыми лентами различных цветочных узоров. [3]
Идея программы кружка «Вышивка лентами» – это раскрытие и развитие творческих возможностей учащихся при работе с шелковыми лентами, формирование умений передачи в изделиях из лент формы, цвета, фактуры цветов и букетов.
Цель обучения по программе кружка «Вышивка лентами» - ознакомление детей с видами шелковых лент, освоение детьми техники безопасности при работе с инструментами, оборудованием; обучение способам выполнения швов, обучения составления и приемов выполнения букетов, изготовлении изделий с применением вышивки.
Программа кружка «Вышивка лентами» призвана помочь сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, его дальнейшему развитию. Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры, как отдельного человека, так и общества в целом. Важный аспект в обучении — индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка. На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки вышивальщицы, знакомятся с историей развития ленточной вышивки, с народными традициями в данной области, красотой и неповторимостью вышитых изделий.