Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой деятельности.
Труд ученика должен быть непременно творческим. Условие непременности вовлечения учащихся в творчество должно быть для учителей технологии (технического труда) обязательным. При подготовке к уроку учитель должен выявить возможности постановки задач творческого характера с учетом возрастных возможностей учащихся. Это важно в связи с тем, что большинство школьников просто копируют действия учителя или механически выполняют его указания. Надо так составлять учебные задания, чтобы творческие задачи были их составной частью, а решение - необходимым условием выполнения задания.
Процесс творческой деятельности детей строю из трёх этапов:
1. осмысление идеи;
2. решение задач;
3. воплощение решения в материале.
При прохождении практики в БСОШ Амгинского улуса, я применил разные методы для развития творческих способностей обучающихся средних классов. На начальном этапе обучения возможности для творчества у школьников невелики. Им важен индивидуальный подход, иначе может получиться так, что всю основную работ решению творческих задач возьмут на себя два-три наиболее сильных ученика, остальные останутся пассивными.
В 5 классах для наибольшего проявления творчества учащихся на уроках труда является тема «Разметка плоских поверхностей». Учащиеся с интересом выполняют задания на оптимальное использование заготовок.
В 6 классах использовал творческие задания на определение наиболее удобной формы детали, технологичность её изготовления, предварительно ознакомив с соответствующими требованиями. Можно давать задания на замену материалов по условиям работы изделия (прочность, термостойкость, износостойкость, трение и др.)
Элементы творчества должны доходить до сознания учащихся медленно, малыми дозами, из урока в урок необходимо, чтобы каждый ученик делал для себя открытие, даже если оно давно известно. Например: соединение изделий из древесины на гвоздях и шурупах (5класс).
Цель уроков технического труда не только в том, чтобы научить школьников правильным приёмам работы, сформировать соответствующие умения и навыки, но и дать им необходимые политехнические знания. Время, отведённое на сообщение технических сведений, ограничено (не более 20% урока). Поэтому так велико значение использования инструкционных и инструкционно-технологических карт. Они помогают школьникам в изучении чертежей выборе заготовок, инструментов и приспособлений планировании и выполнении работы, соблюдении технических требований к изготовляемому изделию, контроле его качества Опыт свидетельствует, что обучение с применением инструкционных карт позволяет учащимся овладеть рациональной технологией, развивает у них конструкторско-технологическое мышление, приучает к самостоятельности.[ 1]
Важно приучить школьников не только пользованию инструкционными картами, но их составлению. Для этого ученики самостоятельно изучают задание, расчленяют каждую операцию на отдельные составляющие, знакомятся с особенностями их выполнения. Затем изучают чертёж изделия, технические требования к нему, уточняют логическую последовательность его изготовления и инструктивно – технологических указаний по каждому переходу перечень оборудования инструментов, причин и материалов для выполнения каждой операции.[2]
В начальный период в 5 - 6 классах, это будет художественное творчество: резьба по дереву, выпиливание, выжигание. Овладение мастерством художественной обработки материалов предполагает понимание их декоративных возможностей и развитие фантазии, и приобретение технических знаний и умений. При этом развивается особое чувство материала, его декоративно-технологических особенностей. В результате преобразования материалов в декоративные формы и образы у детей формируются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и умеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности. На таких занятиях сочетается решение творческих задач с необходимостью овладения приёмами специфических ремёсел, с приобретением определённых трудовых навыков при воплощении замыслов в том или ином материале.