Полный текст статьи
Печать

Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой деятельности.

Труд ученика должен быть непременно творческим. Условие непременности вовле­чения учащихся в творчество должно быть для учителей технологии (технического труда) обязательным. При подготовке к уроку учитель должен выявить возможности постановки задач творческого характера с учетом возрастных возможностей учащихся. Это важно в связи с тем, что большинство школьников просто копируют действия учи­теля или механически выполняют его указания. Надо так составлять учебные задания, чтобы творческие задачи были их составной частью, а решение - необходимым усло­вием выполнения задания.

Процесс творческой деятельности детей строю из трёх этапов:

1.     осмысление идеи;

2.     решение задач;

3.     воплощение решения в материале.

При прохождении практики в БСОШ Амгинского улуса, я применил разные методы для развития творческих способностей обучающихся средних классов. На начальном этапе обучения возможности для творчества у школьников невелики. Им важен индивидуальный подход, иначе может получиться так, что всю основную работ решению творческих задач возьмут на себя два-три наиболее сильных ученика, остальные останутся пассивными.

В 5 классах для наибольшего проявления творчества учащихся на уроках  труда является  тема «Разметка плоских поверхностей». Учащиеся с интересом выполняют задания  на оптимальное использование заготовок.

В   6   классах   использовал творческие задания на определение наиболее удобной формы детали, технологичность её изготовления, предварительно ознакомив с соответствующими требованиями. Можно давать задания на замену материалов по условиям работы изделия   (прочность,  термостойкость, износостойкость, трение и др.)

Элементы творчества должны доходить до сознания учащихся медленно, малыми  дозами, из урока в урок необходимо, чтобы каждый ученик делал для себя открытие, даже если оно давно известно. Например: соединение изделий из древесины на гвоздях и шурупах (5класс).

Цель уроков технического труда не только в том, чтобы научить школьников пра­вильным приёмам работы, сформировать соответствующие умения и навыки, но и дать им необходимые политехнические знания. Время, отведённое на сообщение технических сведений, ограничено (не более  20% урока). Поэтому так велико  значение использования инструкционных и инструкционно-технологических карт. Они помогают школьникам в изучении чертежей    выборе заготовок, инструментов и приспособлений планировании   и   выполнении   работы, соблюдении технических требований к изготовляемому изделию, контроле его качества Опыт свидетельствует, что обучение с  применением    инструкционных карт позволяет учащимся овладеть рациональной технологией, развивает у них конструкторско-технологическое мышление, приучает к самостоятельности.[ 1]

Важно приучить школьников не только пользованию инструкционными картами, но  их составлению. Для  этого ученики самостоятельно изучают задание, расчленяют каждую операцию на отдельные составляющие, знакомятся с особенностями  их выполнения. Затем изучают чертёж изделия, технические требования к нему, уточняют логическую последовательность его изготовления и инструктивно – технологических указаний по  каждому переходу  перечень оборудования инструментов, при­чин и материалов для выполнения каждой операции.[2]

В начальный период в 5 - 6 классах, это будет художественное творчество: резь­ба по дереву, выпиливание, выжигание. Овладение мастерством художественной об­работки материалов предполагает понимание их декоративных возможностей и разви­тие фантазии, и приобретение технических знаний и умений. При этом развивается особое чувство материала, его декоративно-технологических особенностей. В резуль­тате преобразования материалов в декоративные формы и образы у детей формиру­ются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и умеют возможность по­лучить удовлетворение от результатов своей деятельности. На таких занятиях сочета­ется решение творческих задач с необходимостью овладения приёмами специфиче­ских ремёсел, с приобретением определённых трудовых навыков при воплощении замыслов в том или ином материале.