Полный текст статьи
Печать

Особое значение в современных социально-экономических условиях имеет подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с его созидательной и преобразующей трудовой деятельностью, профессиональным самоопределением. Предмет «Технология» – это уникальная образовательная область, направленная на интеграцию многих дисциплин для решения школьниками проблем в процессе проектной деятельности с целью формирования ключевых компетенций и творческих способностей [1].

Проектная деятельность по своей дидактической сущности нацелена на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Проектная деятельность, в основе которой лежит проблема, создает естественную среду для развития творческих способностей. В преподавании технологии используются задания по развитию способности видеть проблемы, разработанные с учетом различных типов восприятия учащихся. На занятиях осуществляется выработка идей, главная задача которой состоит в развитии творческого потенциала ученика. Поскольку образ планируемых изделий лучше всего передает рисунок, то учащимися оформляются проектные эскизы. Для этого эффективно используются различные демонстрационные шаблоны, инструкционные и технологические карты, образцы поузловой обработки изделий, компьютерные презентации. При включении обучающихся в этапы реализации проектной деятельности важно создавать следующие условия: взаимодействие учителя и ученика, сопровождение деятельности ученика путем консультирования, организация группового взаимодействия учащихся, создание ситуаций свободного выбора способов деятельности, вера в потенциальные возможности ученика и сравнение достижений ученика с его собственными прежними результатами [2].

В ходе педагогической практики нами был разработан проект программы по теме «Декорирование окон». Проект программы (72 ч.) был апробирован в ходе урочных и во внеурочных занятий для обучающихся 6 «и» класса МОБУ «НПСОШ №2» города Якутска. Данная тема занятий имеет важное значение для формирования профессионального мировоззрения, развития практических и творческих навыков, их способностей стилистического плана – умение объединять разноплановые тканевые элементы с якутским национальным орнаментом в единую композицию.

Объектом труда по теме «Декорирование окон» выбраны шторы для окон, ткань для подоконника, рисунки с национальными узорами, орнаментами, разных видов. Данный объект труда имеет разную степень сложности исполнения, что позволяет учащимся развивать технологическое, творческое мышление, изучать историю и значение национальных узоров и орнаментов, применять психологические знания, развивать художественный вкус, вырабатывать свой собственный индивидуальный стиль художника-дизайнера.

По итогам совместной творческой работы появился продукт проектной деятельности: штора с национальным узором для учебного класса школы и коврик для подоконника.

В результате освоения этой темы учащиеся освоили: способы и методы конструирования шторы с национальным орнаментом для окон учебного кабинета; условия раскроя; виды шторных изделий и ламбрекенов; приемы обработки и соединения деталей штор; технологические требования.

Таким образом, применение метода проекта на уроках и во внеурочной деятельности по технологии способствует формированию общетрудовых умений и навыков обучающихся и развитию самостоятельности школьников. Следовательно, проектная деятельность может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся для грамотного выстраивания своих жизненных стратегий [3].