Полный текст статьи
Печать

Совершенствование развивающего характера трудового обучения остается одной из наиболее актуальных проблем. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включать в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве. [2]

Самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включаться в систему образования современного человека. Народная одежда, украшения всегда привлекали внимание исследователей традиционной культуры прикладного искусства. [3] Наиболее ценные материалы по исследованию встречаются в общих работах по этнографии В.Л.Серошевского, Я.И.Линденау, М.К.Маака, в работах художника-этнографа М.М.Носова.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании школьников, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом. Занятия в кружке ДПИ позволяют посредством изготовления изделий развивать творческие способности учащихся. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой. [1]

Педагогический эксперимент проходил на базе Болугурской средней общеобразовательной школы Амгинского улуса и состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В эксперименте приняли участие 5 учащихся, которые посещали кружок.

Цель констатирующего этапа – выявление уровня теоретических и практических компетенций учащихся.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы использовали следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа.

Определение уровня сформированности учебно-познавательных компетенций учащихся проводилась на основе анализа их работ с изделиями, наблюдения за деятельностью учащихся.

Метод 1. Цель: определить уровень сформированности учебно-познавательных компетенций учащихся; степень качества выполнения изделия, их выразительность, грамотность и оригинальность образа.

Наблюдение за сформированностью компетенций учащихся и выражением их творческого отношения к изготовлению изделий.

Метод 2. Цель: определить уровень теоретических компетенций, необходимых при изготовлении сувениров в национальном стиле. Теоретические компетенции учащихся выявлялись в ходе проведения беседы.

Метод 3. Цель: определения уровней развития креативности личности учащихся и изучение его творческих проявлений. Использован опросник креативности по Торренсу. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений педагога за поведением учащихся в различных ситуациях.

В целом, итоги констатирующего эксперимента показывают, что учащиеся имеют только некоторые теоретические и технологические компетенции, проявлений творчества у них не наблюдаются. Знания о ДПИ поверхностные. Поэтому потребовалась целенаправленная работа не только по усовершенствованию компетенций в художественно-декоративной деятельности, но и по развитию творческих способностей. А это требует последовательной и систематической работы педагога с детьми.

Цель формирующего этапа – организация и проведение кружковой работы по обучению учащихся изготовлению сувениров в национальном стиле. В процессе всего обучения большое внимание уделялось приобщения учащихся к национальной культуре, декоративно-прикладному искусству. При этом акцент ставился на исследовательском подходе, развитии познавательных и творческих способностей кружковцев.

Цель контрольного этапа – анализ полученных результатов.

Для выявления эффективности проведенной кружковой работы мы провели повторную диагностику теоретических и практических знаний и творческих способностей учащихся по методикам, примененным на констатирующем этапе. Далее сравнили результаты контрольного эксперимента с результатами констатирующего эксперимента.

Результаты наблюдения по первому методу показали, что в процессе целенаправленного обучения учащихся у них выработались смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобрели техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей создания образа изделия. Учащиеся стали дополнять, изменять, преобразовывать знакомый материал в новых ситуациях; находить новые приемы решения, самостоятельны и инициативны.

Результаты беседы - второго метода показали, что уровень теоретических знаний учащихся значительно повысился. Высокий уровень развития теоретических знаний показали 60% учащихся. Средний уровень – 40%. Следует отметить, что у учащихся значительно возрос интерес к   национальной культуре.  Суждения и оценки по поводу декоративно-прикладного искусства стали более мотивированы, объективны, содержательны.

Результаты опросника креативности показали, что методика проведения кружковых занятий способствовала развитию творческих способностей учащихся, вызвало у них эмоциональный отклик, положительное отношение к творческой деятельности, что в конечном итоге способствовало формированию у учащихся подлинного действенного желания творить.

Таким образом, можно утверждать, что проведенная нами кружковая работа по обучению учащихся изготовлению сувениров способствовала развитию их теоретических и практических компетенций и творческих способностей.