Полный текст статьи
Печать

В настоящее время общество ищет различные методы обучения, которые будут способствовать школьникам добиваться самостоятельности на школьных занятиях, поэтому выпускаются все больше работ в области психологии и педагогике. Такое отношение привело к возникновению нескольких проблем: учителя теперь не могут определиться что же надо преподавать и какие методы при этом использовать[1]. Все сторонники такой теории считали, что при усвоении школьниками учебного материала т.е. знаний, а также связей между явлениями, формирует у них логическое мышление благодаря чему они получают полноценное умственное развитие. В этом случае обучение не делится на две задачи, которые подразумевают усвоение все тех же знаний и обучение школьников умению правильно мыслить. С. Л. Рубинштейн считал, что неправомерно подчинять проблему развития мышления проблеме усвоения знаний.

 Обучение школьников приемам мышления позволяет получить контроль и возможность управлять процессом познания ученика, что позволит ученикам развить в себе умение самостоятельного мышления.

Большинство ученых, авторов, рассматривающих этот вопрос поделились на несколько групп, в которых первые считают, что для умственного развития огромный вклад вносит овладение системой знаний и мыслительными операциями (А. Н. Леонтьев, М. Н. Шардакой, С. Л. Рубинштейн и др.), интеллектуальными умениями (Д. В. Богоявленский, Н. А. Менчинская, В. И. Зыкова и др.), приемами умственной деятельности (Е. Н. Кабанова-Меллер, Г. С. Костюк, Л. В. Занков и др.). Однако вопрос о влиянии приемов мышления на умственное развитие учащихся остается не до конца решенным[2].

Работу над формированием приемов мышления школьников нужно начинать с первых шагов школьного обучения и вести на протяжении всего периода обучения, постепенно усложняя ее в соответствии с возрастными особенностями детей и в зависимости от содержания и методов обучения, а так же необходимо научить своих учеников правильно сравнивать, обобщать, анализировать, обучение и развитие логического мышления школьников не должны происходить принужденно, их надо осуществлять через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства, использование разнообразных развивающих материалов [3].

Поэтому мы считаем, что развитие логического мышления должно происходить независимо от других. Кружок оказывает содействие в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала детей в возрасте 13 – 15 лет, а также обучение использованию элементарных логических приемов как интеллектуального инструментария при выполнении познавательных задачу. Кружок рассчитан на семьдесят два часа. В программу кружка входит разработка и решение головоломок. Школьники сами придумывают образ их головоломок, а после они их решают. В кружок входят такие задания как составление мозаики, создание таких головоломок как:

 «Крест ОСС». Головоломка состоит из трех прямоугольных деревянных пластинок с прорезями, как показано на рисунке. Одна деталь напоминает букву О, а две другие — букву С, поэтому головоломку так и назвали — ОСС.

«Крест Макарова». В кабинете знаменитого русского адмирала Степана Осиповича Макарова находилась небольшая разборная головоломка, которую он привез из Китая. С. О. Макаров зачастую предлагал многим разобрать и вновь собрать эту замысловатую игрушку. Особенно часто он просил заняться ею тех, кто кичился своим всезнайством или положением, лукаво намекая, что для гостя с его способностями, знаниями и характером это едва ли составит большое затруднение. Однако собрать ее удавалось далеко не всем. Головоломка состоит из шести одинаковых брусков квадратного сечения, но вырезы в брусках сделаны иные.

Несмотря на то, что каждый учебный предмет имеет свои особенности, но приемы мышления, формируемые в процессе начального обучения, по существу, остаются одними и теми же: меняется лишь их сочетание, варьируются формы их применения, усложняется их содержание.