Полный текст статьи
Печать

Проектно – исследовательская деятельность – одна из технологий, которая успешно решает задачи личностно – ориентированного обучения  школьников. Она совместима с различными системами обучения и формами организации учебного процесса (урочной и внеурочной). В проектной деятельности у школьников развиваются общеучебные умения, которые в настоящее время получили название универсальных учебных действий.

Цель работы: формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения

Задачи:

  • формирование творческой активности детей;
  • формирование мотивации исследовательской работы;
  • обучение приемам исследовательской деятельности;
  • умение работать с познавательной детской литературой;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Этапы проектной деятельности.

1 блок:

  • знакомство с предложенной  темой и выбор интересующих их аспектов;
  • подготовка  детей к сбору информации ;
  • подведение итогов сбора информации и фиксация в форме мини – энциклопедии, картотеки и др.

2 блок:

  • знакомство детей с возможными проектами, выбор проекта для реализации;
  • ориентировочное планирование этапов работы над проектами;
  • реализация проектов;
  • презентация проектов.

Метод проектов в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:

  • он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся;
  • деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;
  • на всех этапах учитель выступает как консультант и помощник;
  • задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого – педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации их познавательной деятельности;
  • коррекционно- развивающая задача должна пронизывать все этапы занятий.

В начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся. Проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками с нарушениями слуха, так как она позволяет учащимся приобретать  новые знания.Работа над проектами позволяет расширять словарный запас учащихся, словесную речь, актуализирует опыт речевого общения со сверстниками и взрослыми.

На протяжении 4 лет ( с 2010-2014.гг.) мы активно изучали и применяли на практике  проектно- исследовательскую технологию, ведущую роль в которых играют творческие методы обучения. В содержании инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

С этой целью  используем, кроме традиционных уроков, другие формы организации учебной деятельности, направленные на развитие познавательной активности учащихся. Первичные навыки исследования ребенок получает на уроках окружающего мира. Данная деятельность проводится через проведение опытов, наблюдений, экскурсий, защиты  и реализации проектов, обсуждение с детьми их работы. Это урок–игра, урок- исследование, урок–экскурсия, урок–викторина, урок–путешествие и другое.

  Проект «Помоги птицам» начинаем в первом классе на уроке чтения. Сначала  знакомимся с жизнью птиц, с видами птиц, читаем о птицах, делаем рисунки о кормушках.  Практическая часть:  вешаем кормушки и наблюдаем за птицами, ведем  записи ,какие птицы прилетали к кормушке, кто что ел.

Учитывая специфические особенности развития речи детей, записи ведутся  в виде схем- опор. Чтобы ребенку было  легче сформулировать выводы по результатам исследования,  используем приём «незаконченное предложение». Для работы используем карточки, наблюдения, презентации о птицах, рисунки, изготовление кормушек, которые развивают  внимание и память, создают положительный творческий  настрой.

  Во 2 классе расширяют  свои знания (вода не имеет запаха, цвета и т.д.). В своей работе  используем проведение опытов во 2 классе: «Что такое снег и лёд?» (знакомство со свойствами воды). Они узнали  основные свойства воды и снега  (вкус, цвет, вода - растворитель для других веществ).  На опыте определили три состояния воды, ее роль в природе.                              В своей практической деятельности мы стремимся реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе мы используем исследовательские модели обучения. В 3 и 4 классах нами активно используются методы: метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяем  анализу справочных и литературных источников. После выбора темы мы планируем, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты.

Занятия исследовательской и проектной деятельностью с неслышащими учащимися: расширение словарного запаса, развитие умения грамматически правильно строить предложения, вести диалог. Все работы ,полученные в ходе исследовательской работы, используются на уроках и во внеклассной работе.

Вся  работа по внедрению проектно- исследовательской  технологии в образовательном процессе в начальной школе проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении выступлений, участвуют  в классных часах. 

В конце  3 класса мы провели научно- практическую конференцию по проектной деятельности «Я – исследователь». Все учащиеся заранее  подготовили презентации к этому мероприятию. В 4 классе ученики  самостоятельно выступали со своими проектами на классных часах, на родительском собрании, на уроках и во внеурочное время. Стали ярче проявляться познавательные интересы детей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Благодаря проектным работам повысилась потребность к устной коммуникации, мотивация к исследовательской работе.

Приобретенный опыт проектной деятельности обучающиеся могут  использовать в будущем при получении профессионального образования (написания рефератов,  курсовых, квалификационных работ).