Полный текст статьи
Печать

     Высшее образование РФ характеризуется постоянными изменениями. Новые стандарты, основанные на компетентностном подходе и внедренные ранее, претерпевают постоянные модификации. Однако, внедрение данного подхода к стандартам позволяет увидеть важность обучения выпускников не только базовым знаниям, но и развитию профессиональных компетенций, необходимых для будущей эффективной профессиональной деятельности. Согласно образовательным стандартам, выпускники ВУЗа должны обладать высокой профессиональной компетентностью, разносторонним развитием личности, а также способностями к саморазвитию и самосовершенствованию [2,3,4,5].

      В современном мире выпускникам не менее важно умение понимать процесса взаимодействия между людьми для успешной адаптации к разным системам взаимоотношений. Это возможно за счет развития особой умственной способности – социального интеллекта, который определяет эффективность не только собственного поведения человека, но и взаимоотношений с другими людьми. На сегодняшний день в современной российской психологической науке проявляется высокий интерес к исследованиям социального интеллекта.

     В психологии социальный интеллект понимается как способность правильно понимать поведение других людей. Данная способность важна и необходима для более эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации [6,7,8,10].

     Впервые термин «социальный интеллект» был введен в 1920 г. Э. Торндайком, который понимал его как «дальновидность в межличностных отношениях». Далее история  исследований данного феномена характеризуется многочисленным попытками зарубежных и отечественных психологов определить и интерпретировать данное понятие. К одной из наиболее известных можно отнести работу Олпорта, который в в 1937 г. определял социальный интеллект как способность высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, а также прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Он считал, что социальный интеллект — это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, в результате которого появляется социальное приспособление [12, с.514].

     Не менее важный вклад в рассмотрение этого понятия было предложено Дж. Гилфордом, который разработал первый надежный тест для измерения социального интеллекта. В своей концепции Гилфорд понимает его в системе интеллектуальных способностей, не зависящих от общего интеллекта. Структура социального интеллекта представлена им через 3 компонента - содержание, операции, результаты, а также выделяется дополнительная операция – познание, к которой относится познание классов, элементов, систем, отношений, преобразований и результатов поведения [8].

     Среди современных отечественных психологов, рассматривающих феномен социального интеллекта, наиболее научно разработанной концепцией является позиция А.И. Савенкова, который не только выделяет 3 группы критериев социального интеллекта (когнитивные, эмоциональные, поведенческие), но и предлагает замеряемые показатели (23 показателя) [9, с.94 – 101].

     Таким образом, данный краткий теоретический обзор исследований социального интеллекта позволяет дать рабочее определение социальному интеллекту. Под ним мы понимаем способность, которая является определяющей для успешной социально-психологической адаптации и общения в «субъект-субъектных» отношениях субъектов социального взаимодействия. Данное определение позволяет увидеть связь социального интеллекта с коммуникативными способностями.

     В одной из отечественных концепций социального интеллекта (Кунициной В.Н.) компонентом социального интеллекта выделяется   коммуникативно-личностный потенциал, понимаемый как комплекс свойств, затрудняющих или облегчающих процесс общения, выступана основе которого формируются такие интегральные коммуникативные свойства, как психологическая контактность и коммуникативная совместимость. По данным исследователя, ряд результатов измерения личностных и коммуникативных свойств значительно превышают показатели самого высокого уровня социального интеллекта, что свидетельствует о неоднозначности связи исследуемых явлений [6].

     Интересно, что в теории самореализации личности неотъемлемой частью интеллектуального преобразования личности Галажинский Э.В. выделяет важными компонентами как социальный интеллект, так и коммуникативную компетентность. Однако, до сих пор необходимо отметить недостаточность исследований, ориентированных на установление связи между компонентами социального интеллекта и уровнем развития коммуникативных способностей, особенно у будущих специалистов, выбравших профессию психолога. Также необходимо отметить сензитивность студенческого возраста к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности, т.к. в этом периоде идет интенсивное развитие как специальных, так и функциональных качеств личности, подготовка к адаптированности в своей будущей профессии [6, 8].

     Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики. Изучение особенностей связи социального интеллекта  и коммуникативной компетентности у студентов-психологов - важная теоретическая и практическая задача, требующая прикладных исследований и научной разработки. Исследование характера взаимосвязи данных явлений позволит глубже изучить их природу и на этой основе строить развивающие программы, которые будут направлены на развитие компетентности личности (социальной  и коммуникативной), а также будут определять эффективность социального взаимодействия человека.

     Цель нашего исследования – выявить особенности связи компонентов социального интеллекта и коммуникативных способностей у студентов-психологов.

     С помощью методики диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (адаптация Е.С. Михайловой), мы определили как общий уровень социального интеллекта, так и его отдельные составляющие. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина (КОС) позволила изучить коммуникативные и организаторские склонности студентов-психологов.  Полученные данные подвергались статистической обработке с использованием компьютерной программы SPSS. В анализ включались описательные статистики и коэффициент линейной корреляции Пирсона [9, 10, 11].

     Результаты, которые были получены в ходе исследования, представлены в рамках выборки, которую составили студенты направления подготовки «Психология» Брянского Государственного Университета им. ак. И.Г. Петровского (1-4 курсов, всего 85 чел.).

     На первом этапе было проведено исследование уровней социального интеллекта. Исходя из того, что нами было установлено, что студенты разных курсов имеют средние показатели по уровню социального интеллекта, и не обнаружены различия, мы можем объединить все курсы в единую выборку и проанализировать как единый эмпирический массив. Для всех курсов социальный интеллект выражен на среднем уровне, что означает стремление студентов к познанию себя, развитие рефлексии, умение предвидеть последствия социального поведения, способность правильно оценивать состояние, чувства людей по их невербальные поведениям, способность анализировать ситуации общения.

     Проведенное исследование показало, что низкие показатели общего уровня социального интеллекта у 32% от общего числа студентов, средние показатели у 60%, а высокие показатели лишь у 7%. Для нашей выборки наиболее выраженным по уровню развития структурных компонентов является шкала «Вербальная экспрессия» (8,50), а наименее выраженным является шкала «Межличностной динамики» (4,61).

     Обобщая полученные данные, мы пришли к выводу о том, что студентам-психологам нашей выборки присущ не высокий уровень социального интеллекта, что говорит о том, что у них не достаточно развита способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях (рис. 1). 

Рис. 1. Диаграмма распределения по уровню развития социального интеллекта структурных компонентов по всей выборки студентов-психологов

      Исходя из цели нашего исследования, на следующем этапе необходимо было рассмотреть также коммуникативные и организаторские склонности студентов с помощью методики КОС. Данные представлены на рисунке 2. 

Рис. 2. Диаграмма распределения по уровню развития коммуникативных и организаторских склонностей по всей выборки студентов-психологов 

     Проведенное исследование показало, что для студентов-психологов характерны низкие показатели коммуникативных способностей (66% испытуемых). Средние показатели коммуникативных способностей отмечаются у 60% испытуемых, а высокие показатели лишь у 23%. Для нашей выборки у половины испытуемых (55%) отмечаются высокий уровень организаторских склонностей и 44% демонстрируют низкие показатели. Таким образом, для студентов-психологов нашей выборки характерно стремление к  контактам с другими людьми, однако их коммуникативный потенциал не отличается высокой устойчивостью. Но в тоже время студенты-психологи, в соответствии со своими внутренними установками, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий и обладают хорошими способностями принимать самостоятельное решение в трудной ситуации.

     Для выявления связи между социальным интеллектом и коммуникативными способностями на третьем этапе нами был проведен корреляционный анализ полученных результатов с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона. В результате проведенного корреляционного анализа нами были обнаружены статистически значимые связи между шкалой «Межличностная динамика» и коммуникативными (r=0,535, при р<0,05) и организаторскими склонностями (r=0,564, при р<0,01). Полученные корреляционные связи позволяют утверждать, что студенты-психологи, способные распознавать структуру межличностных отношений в динамике, испытывают потребность в коммуникативности и организаторской деятельности,  а также активно стремятся к ней. Они также способны хорошо ориентироваться в трудных ситуациях и вести себя непринужденно в новом коллективе.

     Также нами была обнаружена статистически значимые связи между шкалой «Прогноз» и коммуникативными склонностями (r=0,477, при р<0,05). Это позволяет говорить о том, что студенты-психологи, умеющие предвидеть последствия поведения, в большей степени стремятся к коммуникации, проявляют инициативу и ищут такую деятельность, которая позволит им удовлетворить потребность в коммуникативной деятельности.

     Таким образом, нами были исследованы особенности  связи между компонентами социального интеллекта и коммуникативными способностями студентов-психологов. Была обнаружена взаимосвязь между шкалой «Межличностная динамика» и коммуникативными и организаторскими склонностями, а также между шкалой «Прогноз» и коммуникативными склонностями. Обнаруженная тенденция требует более глубокого анализа, что и будет являться одним из основных вопросов нашего дальнейшего исследования.