Полный текст статьи
Печать

    Познавательная сфера дошкольников имеет свои особенности и проблемы развития. Чтобы достигнуть высокого уровня ее сформированности, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и знать основные закономерности психических процессов.

     В.В. Тараканова [7] в своем исследовании рассмотрела гендерные особенности развития познавательных процессов дошкольников. В ходе исследования выяснилось, что девочки лучше мальчиков справляются с речевыми заданиями, в мальчики, в свою очередь, лучше справляются с пространственными заданиями. Более высокие поисковые, новаторские, креативные способности были выявлены у мальчиков. Если девочки задают вопросы для того, чтобы пообщаться, то мальчики - чтобы получить информацию. Переключаемость и продуктивность в дошкольном возрасте дифференцируются по половому признаку. Внимание более продуктивно у девочек, а переключаемость выше у мальчиков. У девочек лучше концентрация внимания, а у мальчиков больше объем.

     С.М. Жамалиева и Д.Ф. Акбердиева [4] провели исследование о роли сюжетно-ролевой игры в развитии познавательных процессов дошкольника. Результаты показали, что уровень развития сюжетно-ролевой игры дошкольника определяет развитие познавательных процессов. Если уровень развития низкий, то познавательные процессы могут быть недоразвитыми. Поэтому, по мнению авторов, игра как метод активного обучения воспитывает и развивает познавательную активность дошкольника, что помогает ребенку в будущем стать интеллектуально и духовно развитым человеком.

     Проведя исследование познавательной активности дошкольников в совместной мыслительной деятельности, Т.В. Павлова [3] выяснила, что познавательная активность детей, которая имеет два направления: на поиск решения задачи и на ровесника, включает в себя совместную мыслительную деятельность.

    Теоретическое изучение развития памяти дошкольников провел в своей статье А.Н. Веракса [1]. Автор считает, что дошкольники лучше запонимают, как выглядит предмет, нежели его название. Поэтому ребенку труднее может запомнить предметы, которые имеют похожие вещественные характеристики. Те объекты, которые не похожи, запомнаются дошкольником легче.

     Автор считает, что обучение ребенка в детском саду и подготовка к школе будут более успешным, если взрослые и педагоги будут развивать память дошкольника. Результативное развитие памяти дошкольников осуществляется через формирование образной памяти, поэтому все мнемонические приёмы, которыми пользуется в своей работе педагог, должны поддерживать формируемый у ребенка образ (вербальное описание какого - либо события и т.п.). Те ситуации, в которых ребенок что-либо делал сам, запоминаются ему лучше, чем те, в которых он был пассивным наблюдателем. Использование такого приема, как повторение, будет эффективно тогда, когда между событием и его обсуждением прошло от 2 до 8 недель. Особенности запоминания, обусловливаемые индивидуальными характеристиками мышления дошкольника, взрослый может определить как «плохую память». Но на самом деле это может объясняться тем что, мышление ребенка эгоцентрично и выстраиваемые соответствия однозначны (между персонажем и его действиями).

     А.Н. Веракса [4] объясняет, что при обучении детей дифференцировать мнемонические приемы на те, которые способствуют запоминанию, и те, которые ему препятствуют.

     Автор ставит на вопрос о том, как подготовиться к школе, если в период дошкольного детства у ребенка будет сформирована образная память, а школьное обучение базируется на вербальном запоминании. А.Н. Веракса считает, что речь и мышление будут являться основой словесной памяти в младшем школьном возрасте.

Интеллектуальной развитие ребенка, по мнению автора, происходит в общении, предметной,  игровой, учебной, трудовой и продуктивной видах деятельности. Но наиболее результативно интеллект дошкольника развивается в процессе обучения и воспитания.

     Также А.Н. Веракса [2] изучал воображение дошкольников. Автор считает, что основными функциями воображения являются познавательная и эмоциональная. Последняя функция проявляет себя в противоречии между образом Я дошкольника и реальным положением вещей, которое стремится урегулировать. Также воображение дошкольника помогает ребенку избавиться от негативных переживаний через многократное проигрывание ситуации, которую затем можно превратить в ситуацию успеха. Познавательная функция позволяет дошкольнику выстроить другую реальность, что в будущем поможет сделать обучение в школе более успешным, так как воображение является одним из ведущих процессов, с помощью которых осуществляется развитие интеллекта и личности ребенка. В процессе игры ребенок познает реальность, удовлетворяет свои фантазии, поэтому нельзя недооценивать ее место в развитии дошкольника.

     По результатам исследования Л.Б. Соловей, воображение дошкольников находится на невысоком уровне и незначительно варьируется с возрастом. Этот факт подтверждает отсутствие различий между оценками  детей разных возрастов в невербальном и вербальном тестах.

     В ряду факторов, которые влияют на развитие воображения детей, на первый план выходит уровень развития воображения педагога. Также немаловажной является образовательная программа, но без навыков работы педагога с детьми она не сможет обеспечить развитие детей. Претворение в жизнь задач той или иной программы требует от педагога развития собственного творческого воображения. Также факторами развития воображения детей, по мнению Л.Б. Соловей, являются игра, чтение, умелое обращение со СМИ.

     Решение сложных задач в ходе исследовательской деятельности, по мнению Г.Ф. Голубевой, есть многошаговая поведенческая и когнитивная активность, которая направлена на преодоление препятствия между нечёткими динамичными условиями и задачами и включает когнитивные, эмоциональные, личностные и социальные способности и знания субъекта. Иными словами, исследовательские способности   формируются в русле когнитивного развития личности [3].

    В рамках проведенных психолого-педагогических исследований были выявлено, что у  дошкольников наиболее сформированными являются такие компоненты познавательной активности, как интерес  к занятиям познавательного характера (чтение, наблюдение в природе, элементарные опыты), а также интерес и умение фантазировать, придумывать необычайные истории. Такие компоненты познавательной активности, как  настойчивость в преодолении трудностей,  отношение ребенка к беседам на познавательные темы, рассуждениям, деловым спорам, а также интерес к головоломкам, логическим задачам, кроссвордам, оценены экспертами наиболее низко. Данный факт также может объясняться   недостаточным развитием волевых процессов, слабой произвольностью познавательных процессов и поведения, которые не позволяют сформироваться такому качеству познавательной активности, как  настойчивость в преодолении трудностей. Слабо выраженный интерес к беседам на познавательные темы, рассуждениям, деловым спорам, объясняется несовершенством речи, коммуникативных навыков, несформированностью  компонентов делового общения. И, наконец, интерес к головоломкам, логическим задачам, кроссвордам, не может быть высоким при слабой развитости логического и абстрактного мышления в  дошкольном возрасте [3, 7, 8].

     В ходе исследования, проведенного Н.В.Захарютой [5], было выявлено, воображение и произвольная культурная память развивается у дошкольников стихийно, вследствие чего степень формирования этих психических функций не отвечает запросам актуального развивающего обучения. Автор выделяет ряд причин:

1) педагоги и другие взрослые ошибочно полагают, что дети способны запоминать все непроизвольно и прочно. Но, на самом деле, таким образом дети способны фиксировать в своей памяти только некоторые элементы: изображения, слова, те части рассказа, которые вызвали у детей эмоциональный отклик. Для того, чтобы запоминание детей носило осмысленный характер и была создана основа произвольной культурной памяти, дошкольников нужно учить приемам мнемотехники.

2) задачи развития творческого воображения дошкольников, содержащиеся в современных программах воспитания и обучения, затрагивают не все виды деятельности дошкольников и не включают в себя задачи формирования смысловой памяти;

3)  в главах, посвященных воображению и памяти, а также их развитию у детей в учебных пособиях для студентов отсутствуют актуальные исследования.

     Современные исследователи полагают (Н.Н. Поддьяков, Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, Н. В. Матяш, А.В. Обухов, Е. М. Фещенко, Л.Ф.  Фомина и др.), что перспективным методом формирования конгнитивной сферы дошкольника является проектная деятельность, которая наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание [6].

    Труды указанных авторов позволяют нам в данной работе в качестве показателей исследовательских способностей рассматривать любознательность, познавательную активность, наблюдательность и творческое мышление.  Поэтому особенно актуальным нам представляется изучение проблемы формирования исследовательских способностей дошкольников в русле когнитивного развития, через организацию проектной деятельности.