В условиях современных социальных трансформаций повышается роль активного отношения субъекта к своему развитию. Важное значение приобретает осознание человеком того, что он должен надеяться только на себя. Вместе с тем, ещё недостаточно проявляется ответственное отношение современной личности к самоактуализации. Если на Западе самоактуализация стала «культурным стереотипом», то в нашей стране этот вопрос встал остро в последние годы [1].
Эта проблема имеет и важное общественное значение, так как самоактуализация определяет продуктивную направленность личности и успешную профессиональную деятельность. Успешность профессиональной деятельности является основным предметом исследований в различных отраслях наук. Проблема успешности профессиональной деятельности – наименее изученная область в психологии.
Надо отметить, что проблема самоактуализации и успешности профессиональной деятельности в психологии носит межпарадигмальный характер, поскольку в настоящее время нет единой парадигмы представлений о самоактуализации и успешности профессиональной деятельности [2].
Актуальность изучения в науке проблемы самоактуализаци личности и успешности профессиональной деятельности, в частности, объясняется недостаточной разработанностью её методологии и общих концептуальных основ, несмотря на то, что успешность профессиональной деятельности регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания [4].
В современной психологии проблема изучения самоактуализации и успешной профессиональной деятельности рассмотрена многими отечественными и зарубежными учёными, среди которых можно выделить Абульханову К.А., Алешину Ю.Е., Гозман Л.Я., Леонтьева Д.А., Петровского В.А., Соболеву Н.В., Станкевич Л.П., Суханова А.П., Ткачёва В.Н., Э.Ф. Зеер, Е.И. Головаха, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов и многих других. В проводимых исследованиях не раз отмечалось о влиянии социально-культурных и социально-экономических факторов на самореализацию личности [2, 6, 7].
В психологии самоактуализацию изучают не так давно, но довольно быстро она стала ключевой системообразующей составляющей гуманистического направления в современной психологической и педагогической науках.
Понятие «самоактуализация» имеет несколько интерпретаций. По определению А. Маслоу «самоактуализация - желание стать всем, чем возможно: это потребность в реализации своего потенциала, в самосовершенствовании» [6]. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский в своём психологическом словаре расшифровывают данный термин как «стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личных возможностей» [3]. Если обобщить эти определения и сделать вывод, то самоактуализация - это желание личности развиваться и совершенствоваться, а затем применять свои знания, умения и навыки в профессиональной сфере, повседневной жизни и т.д.
Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности обусловлена диалектикой внешних (социально-профессиональных) и внутренних (личных) факторов.
Внешние факторы, связаны с требованиями педагогической деятельности, которые выступают регулирующей основой саморазвития педагога. Внутренние - связаны с имманентным процессом перехода потенциальных возможностей в актуальные.
Самоактуализация - есть единство внешнего и внутреннего (социального и индивидуального) и связана с осмыслением сторон общего саморазвития личности [7].
Как отмечают ученые, которые занимались и занимаются до сих пор проблемой самоактуализации личности, в том числе и педагога в профессиональной сфере основным условием любого самосовершенствования является способность самопринятия самого себя со всеми недостатками. Данное свойство педагога даёт ему право быть самим собой. Как верно отмечал В.Л. Леви, человеку, который не любит сам себя нет необходимости совершенствовать то, что не любишь [9].
Таким образом, для педагога уверенность в себе, собственных силах, самоуважение являются важным условием и действенным мотивом профессиональной самоактуализации.
Многие ученые отмечают, что наличие положительного отношения к своей деятельности стимулирует человека к повышению уровня профессиональной подготовки, профессиональному росту и самоактуализации. Таким образом, отношение к деятельности непосредственно влияет на самоактуализацию личности.
Однако проблема субъективного благополучия педагога в профессиональной сфере также является достаточно актуальной в связи с объективными обстоятельствами реализации педагогической деятельности в ситуации реформирования и модернизации системы начального и общего образования [2, 9].
Данная проблема получила своё развитие прежде всего в зарубежной психологии, которую представляют такие учёные как М. Аргайл, Эд Динер, М. Селигман, Уайтни, Эндрюс и др. В отечественной же психологии проблемой субъективного благополучия личности занимались такие авторы, как М.В. Соколова, В.А. Хащенко, Р.М. Шаминов [9].
Анализ различных теоретических источников по данной проблематике позволил нам сформулировать следующее определение: субъективное благополучие – это понятие, которое выражает собственное отношение человека к своей жизни, личности и процессам, имеющим важное для нее значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о «благополучной» внешней и внутренней среде и характеризующееся переживанием удовлетворенности.
Субъективное благополучие в профессиональной сфере является составным компонентом субъективного благополучия в целом и отражает отношение личности к профессиональным аспектам жизни, выражает его жизненную позицию в профессиональной сфере [3].
Личность педагога стремится к благополучию, если его достижение связано с деятельностью, отношениями, общением.
А. Адлер впервые высказал мысль, что психологическое здоровье не только наполняет человека субъективным ощущением благополучия, оно само по себе правильно, истинно и реально. Одной из основных социальных потребностей по А.Адлеру является потребность в доминировании (в успехе, в превосходстве, во власти) [8].
Проблема субъективного благополучия педагогов в профессиональной сфере в современном обществе достаточно актуальна, так как реформирование сферы образования вызывает много споров и вопросов у всех субъектов образовательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятия «самоактуализация» и «субъективное благополучие» для личности педагога в профессиональной сфере являются взаимосвязанными. В понятие субъективного благополучия необходимо включать и конкретные формы поведения, реализация которых позволяет улучшать качество жизни и достигать высокого уровня самоактуализации [9].
Исследование по определению особенностей самоактуализации и субъективного благополучия личности педагогов, работающих в сфере образования, будет включать в себя два этапа и проводиться на базе общеобразовательной школы № 59 города Брянска. Выборка будет состоять из 32 педагогов.
Сбор эмпирической информации будет осуществляться с помощью следующих психодиагностических методик:
1) Самоактуализационный тест (САТ) Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской;
2) Шкала субъективного благополучия в адаптации М.В. Соколовой;
3) Опросник диагностики личностных особенностей профессионала (пятифакторная модель личности «Большая пятерка») в адаптации И.Г Сенина, В.Е. Орла;
4) Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.
Статистические методы обработки эмпирических данных будут включать в себя корреляционный анализ, анализ различий с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни и однофакторного дисперсионного анализа АКОУА.
Практическая значимость предстоящего эмпирического исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в работе аттестационных комиссий, участвующих в подтверждении квалификации работников образования [5].