Полный текст статьи
Печать

Работа над словами с непроверяемыми написаниями служит важнейшим средством формирования грамотности учащихся. Овладеть орфографией слова – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Задачей учителя является организация работы над изучаемым словом так, чтобы максимально облегчить восприятие и запоминание учащимися написаний слов с непроверяемыми орфограммами. Работа с такими словами должна проводиться целенаправленно и последовательно.

«В современном обществе орфографическая грамотность рассматривается, как составная часть общей языковой культуры. Для настоящего времени характерным является поиск более рациональной методики, которая обеспечивала бы усвоение орфографических правил. Важная роль при этом отводится упражнениям, направленным на выработку умения применять орфографические правила в практике самостоятельного письма. Каждое орфографическое упражнение содержит богатые возможности для развития самостоятельности мыслительной активности младших школьников». [1].

Традиционная работа над «слуховым» образом слова, запись слова с «окошком», работа над «зрительным» образом слова вызывают интерес учащихся к изучаемым словам. Вместе с тем учитель должен позаботиться о том, чтобы дать прочную опору для запоминания орфографии слова. Такой опорой для школьников является этимологический анализ слова.

С помощью этимологического анализа можно определить исторический морфемный состав слова, прошлые словообразовательные связи.

Некоторые написания, относимые к числу непроверяемых, могут быть проверены путем обращения к знаниям этимологии и знаниям исторических фонетических изменений в русском языке: мешок - от мех; столица - от стол и т.п. Таким образом, этимологический анализ меняет традиционное представление о словах с непроверяемыми написаниями и делает их поддающимися объяснению написаниями. При этом в слове оживает исторически ушедшее толкование, благодаря чему лучше запоминается его орфографический облик.

Алгоритм действий ученика можно представить следующим образом.

1.Найти в слове орфограмму.

2.Для проверки орфограммы попробовать воспользоваться следующими способами:

а) после определения лексического значения слова попробовать подобрать однокоренные слова (с позиции современного взгляда на слово); б) установить морфему, в которой находится орфограмма (корень, приставка или суффикс); в) подобрать родственные слова или формы слова, которые могут быть проверочными. Если оказалось, что таких слов и словоформ нет, переходим к следующему шагу.

3.Дать этимологическую справку, в которой представить историческое значение слова в сопоставлении с его современным осмыслением и привести родственные слова в соответствии с историческим значением, одно из которых и окажется проверочным.

4.Вставить в слово букву с учетом проделанной работы.

В начальной школе наиболее подходящим средством при работе с непроверяемыми написаниями представляется этимологическая справка. Она повышает правильность написания за счет повышения осмысленности запоминания трудных слов.

Этимологическая справка содержит сведения о п
р
о
и
с
х
о
ж
д
е
н
и
и с
л
о
в
а, его п
е
р
в
о
н
а
ч
а
л
ь
н
о
м з
н
а
ч
е
н
и
и, п
о
м
о
г
а
е
т увидеть исторический состав слова. Довольно часто обращение к истории происхождения слова позволяет объяснить его с
о
в
р
е
м
е
н
н
о
е п
р
а
в
о
п
и
с
а
н
и
е.

Работа с э
т
и
м
о
л
о
г
и
е
й с
л
о
в
повышает и
н
т
е
р
е
с младших школьников к предлагаемому языковому материалу, тем самым делая запоминание непроверяемых написаний более эффективным.

Э
т
и
м
о
л
о
г
и
ч
е
с
к
и
е с
п
р
а
в
к
и должны быть доступны для восприятия младшими школьниками. Их можно записывать
 в р
а
б
о
ч
и
е с
л
о
в
а
р
и
к
и в виде рисунков, слов-помощников (проверочное) и т.д., например, коньки – от с
л
о
в
а «к
о
н
ь»; п
е
р
в
о
н
а
ч
а
л
ь
н
о и
з
г
и
б конька украшали изображением лошадиной головы. (Коньки – проверочное: конь).

Этимологические справки на уроках русского языка используются для того, чтобы сократить механическое запоминание младшими школьниками непроверяемых написаний и повысить возможности осмысленной работы.

Проанализировав учебники по русскому языку для начальной школы, мы пришли к выводу о том, что элементы этимологического анализа используются в учебниках М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». Этимологические справки, представленные в учебниках, доступны младшим школьникам, так как этимологический анализ открывает яркие, образные значения слов, а мышление младшего школьника пока ещё наглядно-образное.

В начальном образовании этимологический анализ может использоваться эпизодически по причине того, что большинство учебников по русскому языку для начальной школы не нацелены на использование этимологий "трудных" слов.

Использование элементов этимологического анализа в начальной школе способствует формированию у младших школьников умения правильно понимать лексическое значение слова и, как следствие, способствует правильному написанию непроверяемых слов.

В настоящее время остро стоит вопрос об использовании элементов этимологического анализа в работе со словами с непроверяемыми написаниями.

Работа с непроверяемыми написаниями один из наиболее сложных вопросов методики обучения орфографии. Обычно слова с непроверяемыми написаниями заучиваются младшими школьниками наизусть, то есть неосознанно, что вызывает трудности, так как в начальных классах слов с непроверяемыми написаниями для запоминания много.  

Большинство слов с непроверяемыми написаниями может быть проверено на основе языка – источника, например, слово лисица произошло от слова лис; береза от слова бер, которое существовало у древних славян, означавшее «светлый, ясный, белый».

Использование этимологического анализа слов способствует обогащению словаря младших школьников, является важным средством объяснения непонятных слов.

Необходимо учесть и следующее: иногда нецелесообразно обращение к этимологии слова. Это происходит тогда, когда этимологические справки могут вызвать у младших школьников неправильные орфографические или лексические представления, например, слово калач, в котором отразилось аканье (ср.: коло, колач); слово смирение восходит к слову мера, а не мир.

В таких случаях использование этимологических справок не приведет к лучшему усвоению правильного написания слов, а даст противоположный эффект.

Рассмотрев теоретические и методические аспекты использования этимологического анализа на уроках русского языка и, проанализировав содержание учебников по УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, мы считаем возможным использовать на уроках русского языка следующие упражнения:

1. Определи, на какой признак предмета указывают следующие слова: леденец, метель, мешок, молоток, пятница, старшина, холодец, часовой, частушка.

2. Найди в словах исторический корень и с его помощью объясни исходное значение слов: боровик, волнушка, лисичка, маслёнок, опёнок, подберёзовик, подосиновик, сморчок, сыроежка.

3. Как вы думаете, цвет каких предметов отразился в его названии?

Голубой («по синему отливу шейных перьев голубя»); каштановый («цвет плодов каштана»); коричневый («цвет коры»); лиловый («цвет сирени», от франц. «лилас» - сирень); оранжевый («цвет апельсина», от франц. «оранж» - апельсин); фиолетовый («цвет фиалки», то лат. «виола» - фиалка).

4. Докажите, пользуясь словарём, что данные слова имеют общий исторический корень: абрикос и апрель, голубец и голубика, гончар и горшок, капитан и капуста, пшеница и пшено.

5. Можно ли с помощью слов: Василий, Макар, Маргарита, Пётр, Роман объяснить правописание слов: василёк, макароны, маргаритка, петрушка, ромашка. Проверьте по словарю.

6. Подумайте, есть ли разница в употреблении слов ванна и ванная, картофель и картошка, помидор и томат.  Проверьте по словарю.

7. Объясните разницу в значении слов невежа и невежда, рыбий и рыбный, искусный и искусственный. В случае затруднения обращайся к словарю.

8. К словам армия, комбинезон, консерватор подобрать исторически родственные слова, которые в наше время воспринимаются как неродственные.

9. Происхождение названий каких ягод вы можете объяснить? Свой ответ проверьте по словарю: голубика, ежевика, костяника, малина, крыжовник, рябина, смородина, черника, шиповник.

10. Зная происхождение слов аккуратный, багряный, гигант, долина, невежда, подберите к ним слова, близкие по значению (аккуратный – старательный, тщательный; багряный – темно-красный, пурпурный; гигант – большой, великан; долина – низина, низменность; невежда – незнайка, неуч).

Использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. Этимологический анализ позволяет обнаружить проверочные слова для словарных слов, установив их происхождение, и облегчает запоминание их написания.