Полный текст статьи
Печать

Вопрос «правильной» подготовки ребенка к школьному обучению особо важен в условиях современного образования для педагогов и родителей будущих первоклассников.

 Одним из немаловажных аспектов развития ребенка в период подготовки к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста освещена в трудах таких ученых и педагогов, как С.М. Блинова, А.Р. Лурия, И.М.Сеченов, Ж.И. Шиф. Ученые указывают на тесную связь сформированности графических навыков с развитием письменной речи детей старшего дошкольного возраста, в частности, на такие аспекты, как развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук [3, с.92].

Графический навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное. Навык – это «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля» [3, с.195].

Как отмечают Ю. С., Белая, И. И. Буренок «для формирования навыка важно, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые  должны  быть  в  состоянии  готовности  к  моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка» [1].

Известный психолог А.Р. Лурия в книге «Очерки психофизиологии письма» отметил, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности» [4, с.22]. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, -утверждал В.А.Сухомлинский, - от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес как для биологов, языковедов, историков, так и для педагогов, психологов и других специалистов, так как руки ребенка -специфический орган, обладающий множеством функций. Ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики, как правило, имеет высокий уровень логического мышления, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, связная речь. Если устными формами речевой деятельности человек может овладеть до определенного уровня и без обучения, то рисовать и писать его необходимо научить. Первоклассники часто испытывают серьезные затруднения при овладении навыками письма, что в дальнейшее может привести к негативному отношению к учебе и повышенной тревожности ребенка.

Проблему формирования графических навыков у детей дошкольного возраста можно решить на занятиях по развитию речи, художественному труду,  в игровой и изобразительной деятельности, создав соответствующие условия. Огромным арсеналом для формирования графических навыков у детей обладает изобразительное искусство, в частности, Мезенская роспись.

У детей 7-го года жизни уже сформированы навыки изображения графическими средствами: штрих, линия, пятно.

Навык - это способность выполнять в процессе деятельности ее элементы с минимальным контролем сознания [4]. Это хорошо отработанные действия, сформированные путем упражнений, входящие в структуру умений. Следовательно, графические навыки - это способ выполнять графические элементы (линии, точки, круги, овалы) с минимальным контролем сознания, сформированные путем специальных упражнений (штриховка, упражнения в полосе, графический диктант и т.д.), входящие в структуру умений в изобразительной деятельности. Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека, тесно связаны с учебной деятельностью и обслуживают процесс письменной речи. Сложность и специфика графических навыков в том, что формируются они не изолированно, а с развитием письменной речи [6].Графика является прекрасным средством, способствующим развитию мелких мышц руки и формированию необходимых графических навыков.

Графика- вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. В подготовительной к школе группе необходимо использовать различные средства по формированию графических навыков у детей для соответствующей подготовки к письму руки и глаз.

Одним из таких средств является Мезенская роспись, обладающая такими чертами, как графичность, символичность, фризовость, многоярусность. Знакомство детей с росписью осуществляется на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

А. Миловский утверждает, что мезенская роспись - один из наиболее древних русских художественных промыслов [5, с.6]. Семантика Мезени и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность сближает ее с древними наскальными рисунками русского Севера, сдержанный колорит напоминает пещерные росписи. Роспись несет огромную знаковую информацию: бесконечные горизонтальные ряды орнаментов напоминают протяженные напевы старинных песен, узоры древней вышивки. Орнамент росписи имеет достаточно скупую, примитивно-условную графическую форму. Геометрические ряды, отображающие древние символы солнца, земли, воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц, связанных с древними славянскими культами (олень-знак обильной жизни, конь-символ семейного счастья. Язык орнамента росписи в большинстве значений полностью совпадает с пиктографическим письмом древнего человека: изображение земли - горизонтальная прямая, воды - волнистая линия, огня-крест и т.д. [2, с.142].

Опытно-экспериментальная работа по формированию графических навыков у детей 6-7 года жизни была проведена с 16 воспитанниками старшего дошкольного возраста на базе подготовительной группы ДОУ №1п.Переволоцкий Оренбургской области. Данная работа проводилась на занятиях по изодеятельности, которые проводились по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. М.А. Васильевой [6].

В ходе освоения программы дети учатся видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства, формируется эстетический вкус дошкольников, развивается творчество и фантазия, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение, совершенствуются технические умения и навыки рисования, воспитывается уважение к народным ценностям, развиваются способности и интегративные качества. Программой предусмотрены и практические навыки: закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии и т.д.

Варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей, позволило, наряду с изучением искусства России, познакомить ребят с богатствами и промыслами отдельных регионов, имеющих этнокультурные свои традиции, и включить в серию занятий по декоративному искусству изучение культуры народов Крайнего Севера на материале мезенской росписи.

В течение месяца с детьми проводился следующий комплекс занятий:

  1. Мезенские прописи.
  2. Узоры в прямой клетке.
  3. Простые элементы.
  4. Узоры в косой клетке.
  5. Цветы и деревья.
  6. Уточки и лебеди.
  7. Кони и олени.

В процессе занятий мы познакомили детей с историей возникновения росписи, делая акцент на таких отличительных чертах росписи, как графичность, фризовость, локальность цветовой гаммы, обереговая символика. Изложение материала осуществлялось от простого к сложному: от проведения линий различной формы, длины и направления до составления узоров в заданной фигуре, а затем выполнения миниатюрных композиций. Соответственно усложнялся используемый инструментарий – от туши с палочкой до оперирования кистями разного размера.

Все темы занятий основаны на единстве утилитарных и эстетических принципов, достигаемых в процессе реализации таких специфических методов и приемов декоративного искусства, как стимуляция, ритмичность, художественность.

Итогом занятий стали не только сформированные графические навыки, а также развитие эмоциональной отзывчивости на различные формы проявления народного искусства, формирование основ духовной культуры каждого ребенка, формирование потребностно-мотивационной сферы личности в процессе общения с произведениями декоративно-прикладного искусства.

В процессе опытно-экспериментальной работы были определены показатели сформированности графических навыков у дошкольников:

  1. Умение проводить прямые и волнистые линии заданной толщины, длины и направления.
  2. Умение проводить округлые линии свободно, без нажима, делать вращательные движения кистью и графическими инструментами.
  3. Умение чередовать отдельные элементы - чувство ритма.
  4. Умение рационально использовать плоскость листа, выделяя композиционный центр главными элементами - сформированность композиционных навыков.

Каждый показатель оценивается по 3-х балльной системе.Минимальное количество баллов-1 балл, максимальное-12 баллов.

Далее были выделены уровни сформированности графических навыков:

  1. Высокий уровень (9-12 б.) характеризуется отражением в работе всех четырех показателей. Это уровень навыков художественной выразительности. Дети умеют проводить прямые и волнистые линии заданной толщины,длины и направления; округлые линии свободно, без нажима, делать вращательные движения кистью и графическими инструментами, чередовать отдельные элементы, обладают чувством ритма, рационально используют плоскость листа, выделяя композиционный центр главными элементами.
  2. Средний уровень (5-8б.) характеризуется фрагментарной выразительностью навыков: дети недостаточно точно проводят линии в соответствии с заданием, недостаточно свободно делают вращательные движения кистью и графическими инструментами и материалами, недостаточно свободно могут проводить округлые линии, затрудняются чередовать отдельные элементы, не всегда могут рационально использовать плоскость листа и выделить композиционный центр главными элементами.
  3. Низкий уровень (1-4 б.) характеризуется дохудожественной выразительностью навыков. Дети не умеют проводить прямые и волнистые линии заданной толщины, длины и направления; затрудняются проводить округлые линии, не делают вращательные движения кистью и графическими инструментами, не могут чередовать отдельные элементы, не обладают чувством ритма, нерационально используют плоскость листа, не могут выделить композиционный центр.

В качестве диагностического материала детям были предложены графические задания по С.Е. Гавриной [3,с.78].

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы было отмечено, что дети испытывали трудности при выполнении волнистых, повторяющихся линий и округлых линий в форме спиралей и овалов. Из 16 ребят только 37, 5% имеют высокий уровень сформированности графических навыков, средний уровень-56, 5%, низкий -6 %.

Таким образом, исходная диагностика показала, что большинство воспитанников группы имеют средний уровень сформированности графических навыков, несмотря на то, что в группе ведется систематическая работа по изобразительному искусству. Необходим системный подход в формировании у детей 7-го года жизни графических навыков.

 Далее была проведена апробация разработанного комплекса занятий по формированию графических навыков детей средствами Мезенской росписи.

На занятиях детей познакомили с историей возникновения Мезенской росписи, делая акцент на таких характерных отличительных чертах росписи, как графичность, фризовость, соответствие космологической модели мира, обереговой символике.

Инструментарий занятий увеличивался и усложнялся постепенно: от использования туши и палочки на первых занятиях, до оперирования гуашью и кистями разного размера – на последних.

Все темы основаны на единстве утилитарных и эстетических принципов, достигаемого в процессе реализации таких специфических методов и приемов декоративного искусства, как стимуляция, условность, ритмичность, художественность [8, с.169].

В ходе контрольных срезов были даны упражнения на выявление чувства ритма, композиционных навыков, умения проводить линии заданной формы. Диагностика показала следующие результаты: 62,5 % детей обнаружили высокий уровень сформированности графических навыков, 37, 5 % - средний уровень.

Повышение количественного показателя детей с высоким уровнем сформированности графических навыков на 25 % связано с тем, что комплекс занятий по мезенской росписи способствует развитию мелких мышц руки и формированию необходимых для подготовки к письму графических навыков.

Таким образом, успех формирования графических навыков у детей зависит как от профессиональных умений педагога, так и от результатов поиска новых форм и методов по их формированию.