Полный текст статьи
Печать

В последние годы в образовательных учреждениях МВД России уделяется значительное внимание вопросам языковой подготовки сотрудников полиции. Данная тенденция сформировалась под влиянием множества обстоятельств, из которых, безусловно, главными являются многочисленные политические, экономические, спортивные и культурные мероприятия как европейского, так и международного масштаба, проводимые в России в последнее время. На полицию ложится ответственность не только за обеспечение безопасности и охрану общественного порядка, но и за создание атмосферы благожелательности перед лицом иностранных граждан, в плотном контакте с которыми им часто приходится взаимодействовать.

Основные задачи обучения английскому языку курсантов образовательных организаций системы МВД заключается в развитии умений и навыков всех видов речевой деятельности в прагматических коммуникативных ситуациях, возникающих при выполнении служебных обязанностей. Содержание обучения курсантов данных образовательных организаций предполагает, прежде всего, реализацию моделей ситуативно-обусловленного речевого общения в определенных коммуникативных ситуациях.Поскольку формирование межкультурной коммуникативной компетенции происходит непосредственно в ситуациях общения, курсанты воспринимают английский язык как средство социализации, приобщения к иной культуре, общения и взаимопонимания с иностранными гостями в потенциальных ситуациях повседневной и профессиональной жизни.Такая профессиональная, практическая и коммуникативная ориентированность процесса обучения английскому языку способствует повышению мотивации к его изучению.

Формирование межкультурной коммуникативной компетенции курсантов образовательных организаций системы МВД посредством английского языка подразумевает реализацию не только образовательных целей, но и воспитательных, направленных на повышение культурологического потенциала обучающихся, совершенствование их морально-нравственных качеств, формирование уважительного и толерантного отношения к духовным и материальным ценностям других стран и народов, развитие способности понимать взгляды представителей другой культуры. Английский язык в данном контексте являетсясредством формирования поликультурного мировоззрения личности курсанта. Достижение образовательных и воспитательных целей способствует расширению кругозора обучающихся, повышению уровня их общей культуры и образования, а также культуры мышления, общения, речи.

Говоря об обучении английскому языку курсантов Волгоградской академии МВД России, учитываются такие факторы, как индивидуальные и социальные особенности каждого обучающегося, позиции как субъекта учебного процесса, желания, интересы, социальная и культурная ориентация, уровень общего развития, мотивация в изучении языка и др.

Одним из достоинств методики преподавания английского языка в Волгоградской академии МВД России считается использование инновационных методов обучения и новейших информационных технологий в процессе индивидуализации обучения. Инновационные технологии являются целенаправленными и интенсивными процессами (техническими, социальными и организационно-управленческими), которые способствуют формированию лучших по своим качествам и свойствам знаний, умений благодаря практическому использованию новых идей.

Педагогические компьютерные технологии находят широкое применение в системе профессионального и высшего образования. Анализ нововведений и традиционных элементов системы управления академическим образованием позволил заключить, что нынешнее состояние образования в Волгоградской академии МВД России определяется как единство традиций и инноваций в условиях модернизации. Процесс внедрения инноваций в образовательную сферу происходит с учетом существующих традиций и обусловлен общим направлением модернизации высшего образования.

Наряду с традиционными формами проведения занятий с курсантами, используются и такие, как конференции, олимпиады, викторины, конкурсы, презентации и номера художественной самодеятельности на иностранных языках, проходящих на высоком учебно-методическом уровне. При подготовке к подобным мероприятиям активно проводятся занятия с командами по развитию грамматических навыков, навыков аудирования и говорения.

На занятиях по английскому языку анализируемого учебного заведенияизучаются темы: «Профессия – юрист», «Обыск и выемка», «Получение информации», «Стадии расследования», «Виды доказательств», «Осмотр места происшествия» и др. Основными дидактическими материалами являются профессионально-направленные юридические тексты и блоки заданий к ним, отражающие профессиональный и социальный контексты деятельности сотрудника полиции.

Отличительной чертой обучения английскому языку курсантов образовательных организаций системы МВД (а именно Волгоградской академии МВД России)от гражданских высших учебных заведений является также приветственное слово курсантов и преподавателя английского языка, являясь, тем самым, прецедентным текстом учебной коммуникации:

 

Learn to make a report:

Report: Attention ! (Shun !)

Comrade teacher, group … is ready for the English classes.

All are present and correct / Not all are present. Some cadets are absent.

Cadet A is ill (on duty-detail, at work, on leave, on individual plan)

The rest are present and correct.

The cadet on duty is B.

После обмена приветствиями:

Atease! Sitdown!

Такого рода приветствие устанавливает вербальный контакт преподавателя и обучающегося с первых минут занятия, что, несомненно, является эффективным воздействием на межличностный подход в начале занятия.

Язык в современном мире служит не только инструментом коммуникации, но и средством познания.Обучение английскому языку курсантов образовательных организаций системы МВД представляет собой комплексное единство практического, общеобразовательного, развивающего, профессионального и воспитательного компонентов.