Одной из основных особенностей обучающихся сотрудников органов внутренних дел, определяющей приемы и методы преподавания, является их обучение во время службы. Усталость после работы или очередного наряда, наличие меньшего количества времени на самостоятельное обучение, необходимость изучения материала в более короткие сроки заставляют преподавателей придумывать все больше и больше новых методов и приемов (кейс-стади, метод проектов, компьютерные симуляции и т. д.) для повышения мотивации обучающихся сотрудников ОВД и получения ими более качественных знаний.
В связи с этим интересен опыт не только российских, но и зарубежных ученых-андрагогов, насчитывающий десятки лет обучения взрослых различных категорий и возрастов.
Анализ работ зарубежных и отечественных ученых показал, что формы, методы и приемы обучения взрослых разделяются на следующие группы:
1) По психологическим особенностям и способу усвоения материала Дженни Роджерс предлагает классифицировать формы, методы и приемы, используемые для обучения [6, с. 26-27]:
- «активистов», предпочитающих действия и эксперименты (ролевые игры, практические занятия и т.д.);
- «рефлекторов», наблюдающих за ситуацией и нуждающихся в большем количестве времени, чтобы подумать и взвесить все за и против (дискуссии, кейс-стади, семинары и др.);
- «теоретиков», нуждающихся в четком анализе и структурировании материала (гнездовой метод изучения лексического материала, ассоциограммы, лекции и др.);
- «прагматиков», желающих понять целесообразность получаемых знаний и возможность их применения на практике (деловые игры, проблемное обучение).
2) По целям занятия и уровню овладения материалом Ральф Брокет делит формы, методы и приемы на три группы:
- для введения материала (например, лекция и круглый стол («panel»));
- тренировки навыка (например, демонстрация и симуляция);
- выяснения отношения к проблеме (например, кейс-стади) [3, с. 72-78].
3) По степени участия преподавателя и обучающихся Н. Н. Двуличанская выделяет следующие формы, методы и приемы [2, с. 2]:
- активные, в которых взаимодействуют преподаватель и обучающийся (опрос, лекция, демонстрация и др.);
- интерактивные, в которых интеракция (взаимодействие) происходит не только между преподавателем и обучающимися, но и между обучающимися в группе, что повышает мотивацию и стимулирует большую активность обучающихся на занятиях. Это такие методы, как дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые и деловые игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов и др.
Ю. П. Ветров и И. Ф. Игропуло выделяют следующие группы форм и методов интерактивного обучения: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, кейс-метод и др.), игровые (деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры и др.); тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности и др.) [1, c.90].
Отсутствие интереса к учебному процессу не всегда означает неправильный выбор преподавателем методов и приемов подачи материала. Так, «cони» («Sleepers», как Дженни Роджерс называет эту группу) могут зевать и спать на занятиях в результате сильной усталости, приема лекарственных средств, появления новорожденного ребенка или нарколепсии [6, с. 138]. Однако правильный выбор форм, методов и приемов обучения будет способствовать повышению интереса к изучаемому материалу и мотивировать обучающихся активно работать на занятии, даже если они устали или больны.
С каждым годом появляется все больше новых разновидностей форм, приемов и методов, однако все большую популярность приобретают активные и интерактивные виды, а также те, что используют современные мультимедийные средства. Такие формы, приемы и методы обучения позволяют слушателям стать более активными и самостоятельными в обучении, повышают их интерес к изучаемому материалу. Например, при проведении лекции Ральф Брокет рекомендует использовать лекцию-дискуссию, где слушатели отвечают на вопросы преподавателя, а также разнообразные технические средства и раздаточный материал, что позволяет наглядно продемонстрировать проблему и задействовать несколько способов получения информации – слух, зрение, осязание и т.д. [3, с. 72-78]. Круглый стол, где специалистами представляется несколько точек зрения на проблему, расширяет кругозор, стимулирует дискуссию и порождает дебаты, однако преподавателю необходимо потратить больше усилий, чтобы организовать такую форму занятия, распределить и контролировать время и саму дискуссию.
Для активного участия обучающихся в дискуссии (например, обучающихся со слабым уровнем владения иностранным языком) Стивен Брукфилд предлагает поручать им небольшие роли-задания для дальнейшего анализа проведенного обсуждения и повышения мотивации учащихся: «презентующий проблему или тему», «рефлектор», который записывает ход обсуждения и каждые 5-10 минут подводит итоги, «копилка советов», который отмечает в ходе дискуссии интересные решения и полезные советы, «судья», который следит за ходом и порядком ведения дискуссии, «мыслитель», который время от времени должен представлять и доказывать противоположную точку зрения, и другие [4, с. 45-46].
Особую популярность в последнее время приобретают рефлективные формы, приемы и методы. Они позволяют обучающимся проанализировать ситуацию до и после ее воплощения в жизнь, что формирует у обучающихся способность продумывать заранее свои действия (антиципация) и анализировать полученные результаты (рефлексия) в своей учебной и профессиональной деятельности. Например, Стивен Брукфилд предлагает давать время обучающимся после представления темы или проблемы и в течение дискуссии (1-2 минуты), чтобы взрослые могли подумать над ответом и подвести предварительные итоги дискуссии. Одной из интересных разновидностей дискуссии, которую он предлагает, является «Общение мелом» («Chalk Talk»), где обучающиеся высказываются по тому или иному вопросу, не произнося первоначально ни слова, но написав свой ответ на доске мелом [4, с.49]. Такая дискуссия позволяет рассмотреть разные точки зрения, не упуская ни одну из них из виду.
Новые приемы и методы занятий могут дополнять или совершенствовать уже существующие. Американский ученый Даг Лемов предлагает следующие более совершенные и пересмотренные им приемы обучения [5, c.28-55]:
- Прием «Нельзя уйти в сторону» («No Opt Out»): если обучающиеся не могут ответить на вопрос, преподаватель может спросить других обучающихся и затем попросить первых повторить правильный ответ. В этом случае обучающийся усваивает недостающую информацию и понимает, что нельзя сказать «Я не знаю» и «уйти в сторону» от проблемы;
- Прием «Истина одна» («Right is Right»): преподавателю необходимо добиваться правильного и полного ответа от обучающихся, что позволяет им более глубоко и вдумчиво изучать материал;
- Прием «Продолжи» («Stretch it»): процесс обучения не останавливается на полученном правильном ответе, т.к. есть другие точки зрения на ту или иную проблему. После того, как правильный ответ получен, преподаватель задает уточняющие вопросы или дает иные ракурсы рассмотрения изучаемой ситуации, что стимулирует обучающихся доказывать свою точку зрения и принимать во внимание другие;
- Прием «Соблюдай форму» («Format Matters»): если был изучен определенный лексический или грамматический материал (языковые формы) или была введена определенная последовательность действий при выполнении задания, необходимо мотивировать обучающихся использовать именно этот материал или последовательность. Это закрепит полученные знания и сформирует необходимые навыки;
- Прием «Нельзя искать оправдания» («No Apologies»): любой скучный и сложный материал можно изложить интересно и легко для понимания обучающихся, заранее продумав занятие и подобрав подходящие формы и методы.
Необходимо отметить, что появляющиеся новые приемы и методы преподавания иностранного языка взрослым обучающимся не только стимулируют активное изучение материала, но и обеспечивают более глубокое и осмысленное его усвоение.