В современном мире независимо от государственного строя и власти одним из серьезных вопросов является воспитание молодежи, формирования нового современного поколения, не только с высоким образовательным уровнем и грамотности, но и обладающего чувством самоуважения и уважаемого окружающими.
Среди задач, предусмотренных в компетентном подходе к обучению иностранных специалистов, серьезное внимание уделяется способности строить взаимоотношения с окружающими, основываясь на взаимопонимании, принять других людей, иную культуру, иные взгляды, традиции и обычаи,то есть способствовать развитию толерантности.
Нельзя не согласиться с тем, что именно такая личность способна взаимодействовать с окружающими, жить и работать в современном мире, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом создавать условия для реализации прав человека и достижения мира.
Начиная обучение иностранных специалистов, преподаватель сталкивается с такой проблемой, какотсутствие необходимого объема информации о стране, в которой они проходят обучение, неспособность понять, а подчас и принять иную культуру. Часто возникает вопрос о недостаточной мотивации.
В связи с этим, преподаватель определяет для себя задачу формирования у обучающихся представлений о диалоге культур, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, более глубокого осознания своей родной культуры через контекст культуры англоязычных стран.
Исследования и педагогический опыт предлагают много средств, которые содержат богатые ресурсы для повышения эффективности обучения русскому языку и воспитанию. Например, ролевые игры. Они хорошо воспринимаются, мотивируют деятельность, при которой речь является средством достижения поставленной цели. Ролевая игра по теме «Знакомство», позволяет обучающимся понять, что каждый человек имеет свои уникальные способности, он индивидуален, со своими присущими только ему чертами. В тоже время есть и то, что объединяет с другими людьми, что позволяет сделать вывод: мы нужны друг другу. Или ролевая игра, во время которой обучающиеся проигрывают следующие задания: спросите у человека, которого вы увидели впервые, как проехать до нужного вам места в незнакомом городе; постарайтесь, подобрав нужные слова, чтобы успокоить незнакомого вам человека.
Подобные игровые ситуации позволят осознать, что умение вести разговор дают возможность человеку чувствовать себя более уверенно, не избегать и не сторониться их, вырабатывают способность сопереживать и готовность оказать помощь. И самое существенное вырабатывают умения избегать и предотвращать конфликтные ситуации.
Нельзя не отметить, что формирование толерантности предполагает наличие межкультурной коммуникации. Для чего необходим непосредственный контакт с культурой и представителями страны. В педагогической практики зарекомендовали себя такие методы формирования межкультурной коммуникации, как наблюдение, описание и формирование вывода. В этом случае от преподавателя требуется работа по отбору материала для изучения и координации дальнейших действий.
Для успешной коммуникации в любой стране необходимо знать язык, историю страны, искусство, литературу, экономику, то есть обладать знаниями о культуре этой страны. Поэтому межкультурная компетенция и подразумевает знание другой культуры и языка.
На мой взгляд, изучение культуры страны изучаемого языка, ее культурных ценностейневозможно без литературных произведений. Кроме того, знакомство с литературным произведениями является одним из эффективных способов изучения языка, совершенствованию навыков произношения, позволяет достичь точности в артикуляции, интонации и расширяет словарный запас. В учебном процессе часто используются произведения следующих авторов: А.С. Пушкин («Повести Белкина» особые главы), Ф.М. Достоевский (повести и отдельные главы романа «Преступление и наказание»). Не исключается знакомство с творчествомА.П. Чехова, М.А. Шолохова.
Рассматривая вопрос о приобщении обучающихся к русской культуре, нельзя не вспомнить о роли русских сказок. Согласитесь, что как ни сказка, сложенная самим народом, может раскрыть сущность этого народа, его характер, рассказать об обычаях и традициях, познакомиться с укладом жизни, например, сказки из сборника А.Н. Афанасьева.
Следует заметить, что использование произведений художественной литературы в формировании межкультурных коммуникации как одного из способов развития толерантности предполагает и внеаудиторное чтение.
Важно помнить, что тематика текстов для внеаудиторного чтения должна соответствовать тематике текстов, предназначенных для использования во время учебных занятий, сами тексты необходимо адаптировать в соответствии с фактическим уровнем владения обучающихся русским языком.Это предполагает замену малоизвестных терминов, упрощение синтаксических конструкций, уменьшение историзмов и архаизмов, а также составление мини-словаря к тексту.
Характерно и то, чторабота с произведениями художественной литературы является важным фактором не только в формировании межкультурных коммуникаций и толерантности, но и совершенствуют умения использовать полученную информацию в дальнейшем обучении и бытовой обстановке.
Говоря об эффективности обучения и воспитания иностранных специалистов на занятиях по дисциплине «Русский язык как иностранный», нельзя не сказать о деятельности преподавателя, его компетентности, способности выступать во время проведения учебного занятия в роли «управляющего» действиями обучающихся, мотиватора, партнера, человека, облегчающего изучение русского языка как иностранного. Благодаря этим особенностям преподаватель побуждает обучающихся к самостоятельному принятию решений, что играет немаловажную роль в способности толерантного отношения и является залогом дальнейшего профессионального становления.