Полный текст статьи
Печать

Среди многих педагогических средств активизации учебного процесса особое место  принадлежит игровому обучению. Мобилизуя умственные способности учащихся, их воображение, внимание, память дидактические игры способствуют непроизвольному усвоению и запоминанию учебного материала. Дидактическая игра – это одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания, но в настоящее время она переживает период наибольшего расцвета.

Возрастание интереса к игре, как к дидактическому средству обучения, в настоящее время вызвано, во-первых, более широким распространением проблемного обучения, и, во-вторых, оно обусловлено социальными и экономическими изменениями в обществе.

Игровое обучение с научной точки зрения определяется как определенная концепция соотношения игры, учения и труда в процессе обучения.

В настоящее время в нашей стране и за рубежом наибольшее распространение получили деловые игры. Доказано, что обучение в форме деловой игры высокоэффективно. Особенно это характерно для экономического образования, для которого деловые игры и проблемное обучение являются специфической чертой. Именно поэтому в изучении экономических дисциплин игровое обучение призвано стать универсальной дидактической системой, относящейся к разряду инновационных педагогических технологий.

Стремясь довести до учащихся сложные экономические процессы путем логических рассуждений, активизировать их мышление, нами поставлена    задача: овладеть методикой проведения деловых игр. Каждый педагог разрабатывает свой сценарий игр и подбирает свою концепцию применения.  

На данный момент в методической копилке образовалась определенная система игрового обучения, которую можно классифицировать следующей разновидностью игр:

  1. Соревновательные
  2. Технологические (экономические и управленческие)
  3. Ситуационные
  4. Саморазвивающиеся.

 К примеру, ситуационные игры, которые основаны на принципах индивидуального обучения.  Такие игры предусмотрены при фронтальной проверке уровня усвоения знаний, умений и навыков, путем тестового контроля с использованием компьютерной техники. Здесь же можно назвать такие игры, как «Что будет, если…? », ролевые игры при составлении графиков спроса и др.

Технологические игры используются в работе, как метод группового обучения. Разновидностями технологических игр являются экономические и управленческие игры. Они могут быть ролевыми, а также игры с соперником- экономические диалоги, игры по звеньям. Экономические игры хорошо проводить на бинарных уроках, используя межпредметные связи.

Управленческие игры очень хорошо развивают творческую самостоятельность, предпринимательство, способствуют повышению интеллекта учащихся при решении конкретных производственных проблем и задач.

Соревновательные игры помогают развивать взаимный контроль между группами учащихся, формировать аналитические навыки мыслительной деятельности. Эти игры складываются из выполнения единичных заданий рабочими группами разных команд.  Соревновательная игра основана на тщательном анализе итогов соревнования, что само по себе сочетается с требованиями текущего контроля уровня усвоений знаний учащихся. В соревновательных играх используется формула уровня усвоения знаний учащихся по методу профессора В.П. Беспалько.

Увлекательно проходят у нас саморазвивающиеся игры. Эти игры также способствуют повышению и выявлению уровня усвоения знаний рассчитаны на быстроту реакции, сообразительность, аналитическое мышление.

Экономические викторины, составление задач и кроссвордов, конкурсы «Кто быстрее?» и т.д.- далеко не полный перечень игр, где действие развивается самими учащимися.

Применение игр в практике педагогического труда в значительной степени стимулирует обучение без принуждения, побуждает учащихся к творческой познавательной деятельности.

Считаем необходимым использовать игры во внеклассной работе. Так в прошлом учебном году в ходе  предметной недели мы провели открытый урок-игру на тему  «Молочные товары», в этом учебном году провели открытый урок – конкурс, где провели в виде игры. Учащиеся были довольны

Какие же достоинства находит педагогическая наука в игровом обучении? Прежде всего, высокий уровень внешней и внутренней активности учащихся, прочность и действенность усвоения знаний и умений, оперативная сравнимость результатов.

В качестве недостатка на первое место выдвигается сложность подготовки. С этим нельзя не согласиться. Сложностей при подготовке немало, но результат стоит того, чтобы преодолеть любые сложности.

Ведь сложности возникают при подготовке к любому уроку, если к нему серьезно и творчески готовиться.