Особенностью проблемы в обучении системы СПО является то, что вчерашний школьник часто не видит разницы между обучением в школе и в профессиональной образовательной организации. Он погружен в изучение общеобразовательных дисциплин и еще не осознал сделанный им выбор.
Поэтому, перед преподавателем и мастером стоит задача выбора методов и технологий обучения, которые наиболее качественно и эффективно приобщили бы умения, знания, навыки, так же воспитание общих и профессиональных компетенций, заложенные стандартом.
Под компетенцией понимают конкретную профессиональную или иную ситуацию, знание которой превращается в конкретный алгоритм или процедуру действий, ведущую к успешному результату. В отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетенция предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.
Общие и профессиональные компетенции в работе педагога можно формировать с использованием различных форм и методов работы со студентами, среди которых ведущее место занимают исследовательские и практически ориентированные проекты. Цельюэтой работы является качественно усвоить у студентов ряда общих и профессиональных компетенций.
В итоге, опыт организации проектной деятельности студентов показывает, что исследовательская и проектная работа способствует овладению теорией и практикой. Будущий ювелир оказывается в ситуации проектирования собственной деятельности в избранной им области, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Таким образом, в системе среднего профессионального образования, работа в тандеме мастера и преподавателя по проведению и организации и проведению проектной и исследовательской работы способствует развитие творческой активности и успешному формированию общих и профессиональных компетенций, участию студентов в конкурсе WorldSkills, качественной подготовке рабочих кадров по профессии «ювелир».
За период обучения в нашем техникуме каждый студент самостоятельно выполняет ряд различных работ: доклады, рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Каждая новая работа должна отличаться от предыдущей возрастающей степенью трудности и объемом. Одни работы содержат лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных трудов, другие являются результатом исследовательской и проектной деятельности студентов. Все эти виды работ помогают воспитывать студента: в овладении современными методами поиска, обработки и использования информации, освоении некоторых методов научно-исследовательской деятельности, определении в своей позиции, умение отстаивать и защищать её что, в конечном счете, помогает развивать и воспитывать профессиональные способности и творческое отношение к своей будущей профессии.
Обучение и воспитание студентов к исследовательской деятельности начинается с составления реферата с постепенной трансформацией её в научно-исследовательскую работу. Мы считаем, что последовательное усваивание компетенций должна проводиться по следующим этапам:
Первый этап связан с ознакомлением теоретических основ проектно- исследовательской деятельности, с формированием навыков работы с научной литературой. Работа на этом этапе начинается с первых дней пребывания студентов в техникуме, в ходе выполнения реферативных работ, подготовки к публичным выступлениям и т.п. (реферативная работа введена в учебный план, за счет вариативной части в частности СРС).
Содержание второго этапа состоит в выборе темы проекта, методики исследования, обсуждения возможных результатов проекта. Этот этап работы связан с выполнением проектных работ. За весь период обучения, студенты выполняют 4 проектных работ. Одну, из проектных работ защищают с презентацией.
Третьим этапом является проведение исследований по теме проекта, оформление проектной работы, составление доклада для защиты проекта, изготовление изделия по эскизу и овладения исследовательскими компетенциями является внеаудиторная работа со студентами. Результаты этой работы ежегодно представляются на научно-практических конференциях «Шаг в будущую профессию».