Полный текст статьи
Печать

Современное общество ставит перед педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Фундамент культуры речи закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности и общества в целом. Следовательно, в современных условиях важной задачей воспитания учащихся младшего школьного возраста является формирование культуры речи.

Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающихцелесообразное и незатруднённое применение языка в целях общения. Иными словами, под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач [1, c. 23].

Весомый вклад в становление культуры речи как науки в 30–60-е гг. XX в. внесли В. И. Чернышёв, В. В. Виноградов, А. А. Шахматов, Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов и другие советские исследователи. Деятельность учёных, специализирующихся на культуре речи, направлена не столько на «недопущение» и запретительство, сколько на создание позитивной программы лингвистического воспитания, выработку языкового чутья, умения наилучшим способом пользоваться языком, его выразительными средствами в соответствии с речевыми задачами и законами функционирования языка в обществе.

Детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду для  развития культуры речи ребенка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.

Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий [2, с. 89].

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Одна из главных задач начальной школы научить детей мыслить, рассуждать, а размышляет лишь тот, кто умеет говорить.

Речь современных учащихся начальных классов — детей XXI в. — не блещет чистотой, наши дети мало общаются, много времени проводят у компьютеров, поэтому зачастую не в состоянии оформить свою мысль без слов «сорняков», которыми и заполняются паузы в речи. Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи.

Воспитание речевой культуры на уроках русского языка предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционирования, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.

Развитие речи в начальной школе не может ограничиться простым пересказом текста, ответами на вопросы, а требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной творческой работой над текстом, с формированием сложных речевых умений.

Диагностика уровня культуры речи позволяет учителю начальных классов не только прогнозировать работу по целенаправленному формированию культуры речи учащихся, контролировать и корректировать ее, но и оценивать результаты своей педагогической деятельности.

Для определения уровня культуры речи младших школьников были проведены опросы для учащихся 3 класса Бютейдяхской средней школы им. К.О. Гаврилова Мегино-Кангаласского улуса. Для исследования использовались следующие методы: наблюдение, сочинение, опрос. По результатам выявлено, что высоким уровнем культурно - речевого развития  обладает – 15%, средний уровень показали 64%, низкий – 21%. Чтобы повысить уровень культуры общения детей, было проведено ряд мероприятий, после которого  проведены повторные опросы, результаты которых: высоким уровнем обладает – 26% учеников, средний уровень показали 60%,  низкий – 14%.

Полученные данные закономерно подводят к выводам о необходимости внесения изменений на уроках, которые обеспечили бы культурно - речевое развитие детей младшего школьного возраста.