Каждый педагог в своей работе уже встретился или в любой момент может встретиться с явно одаренными детьми – детьми, которые по уровню развития своих способностей выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы. Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Сегодня чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные, талантливые дети и молодежь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Одаренных детей в школьном возрасте насчитывается 30,5%.Учителю в своей работе необходимо разбираться и знать индивидуальные особенности своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей. Одной особенностью моей работы в школе является работа с одаренными. Меня всегда привлекали неординарные дети, с высоким уровнем логического мышления, нестандартными рассуждениями, дети с широким кругозором и высокими способностями.
Каких же детей можно считать одаренными? «Одаренными и талантливыми детьми можно называть тех, которые по оценке опытных специалистов в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах. Одаренность-это высокий уровень развития каких-либо способностей. Диагностику одаренности лучше всего проводить в 6-7- летнем возрасте. Это одна из научно обоснованных идей. Значит, нам, учителям начальных классов нужно заняться выявлением одаренности уже в стенах нашей школы. Занимаясь самообразованием по теме «Работа с одаренными» перечитала множество книг и брошюр, газетных публикаций по проблеме одаренности. Выделяют различные виды одаренности. Например, по видам деятельности:
- интеллектуальную – ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, может хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач;
-- творческую – ребенок с головой уходит в интересующее его занятие, демонстрирует высокий интерес ко множеству разных вещей, часто делает все по своему, изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, способен по разному подойти к проблеме и найти оригинальный способ решения. (обратите внимание: это не художественно-эстетическая одаренность и не интеллектуальная одаренность, причем существуют различные точки зрения на взаимосвязь интеллектуальной и творческой одаренности);
- академическую, проявляющуюся в успешном обучении;
- художественно-эстетическую: изобразительную – ребенок проводит много времени за рисованием или лепкой, получает большое удовлетворение от художественных занятий, демонстрирует опережающую свой возраст умелость, его работы оригинальны; музыкальную – ребенок проявляет интерес к музыкальным занятиям, легко повторяет короткие ритмические отрывки, узнает знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием поет.
- социальную или лидерскую (наиболее поздно признанный вид одаренности и до сих пор вызывающий споры), связанную с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений; Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, окружающие дети предпочитают его в качестве партнера по играм, с посторонними людьми сохраняет уверенность в себе, часто руководит играми или занятиями других детей, с легкостью общается со взрослыми, проявляет инициативу, берет на себя ответственность, к нему обращаются за советом и помощью.
- психомоторную (т.е. спортивную) – характеризующуюся способностями человека иметь объективную информацию о своих движениях, точно контролировать свои движения и управлять ими (моторными, сенсорными и когнитивными способностями). Ребенок любит движение (бег, прыжки, лазание), прекрасно владеет телом, обладает исключительной физической силой для своего возраста, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков – ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы.
Особенностью моей педагогической деятельности является планомерная и последовательная работа по развитию и углублению способностей детей. Каждый ребенок индивидуален и неповторим. Кто-то успешен в учении, но слабо развит физически, второй творчески одарен, а испытывает трудности в обучении, третий спортивен, но не любознателен и.т. д. Учитель должен разглядеть в каждом ребенке свою «изюминку» и постараться развить определенное качество и способность. У меня за годы моей педагогической деятельности были разные дети. И способные, и не очень, и активные, и пассивные. Но я стараюсь всегда подойти к каждому индивидуально. Всегда стараюсь подметить «сильные» стороны ученика и развить его на протяжении всей начальной школы.
В течение первого года обучения наблюдаю за своими подопечными с целью выявить у них какой-либо вид способности. Учащиеся 1 класса начинают обучение, имея определенный жизненный опыт, определенные достижения в развитии своих способностей. Каждый ребенок индивидуален, имеет свой уровень развития тех или иных способностей. При выявлении способностей могут помочь всевозможные тесты, методики и анкеты. Затем, как классный руководитель, предлагаю родителям свои рекомендации по развитию способностей на основе наблюдений.
Так, можно рекомендовать родителям внешкольные кружки, внеурочные занятия по способностям, спортивные секции, студии, музыкальные классы.
В течение первого года я внимательно всматриваюсь в каждого ученика, стремясь увидеть его неординарность. Выявить психомоторную одаренность легко. Это подвижные, ловкие, физически сильные спортивные дети. У них ярко выражена двигательная активность. Психомоторную одаренность можно поддержать и развить в спортивных секциях, конкурсах, праздниках и эстафетах. Учащимся с такой одаренностью часто рекомендую участвовать в олимпиадах по физкультуре, во всевозможных кроссах и лыжных гонках. Выбираем их в классе спортивными секторами, даю поручения готовить доклады, сообщения о спортсменах и спорте, доверяю им выпуск спортивных новостей. Работаю в тесном сотрудничестве с тренерами обучающихся и их родителями.
Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях по группам, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. Социально одаренных детей выявляю на основе наблюдений. Такие дети обычно очень активны, ведут своих сверстников в играх, в групповых работах, их чаще всего выбирают командирами, чаще приглашают на дни рождения, обращаются к ним за помощью. Кроме наблюдения провожу социометрический опрос по выявлению лидеров. Затем выбираю их в актив класса, позже школы. Социальную одаренность можно развить и поддержать, давая ответственные поручения, доверяя им организацию перемен, дежурства в коридоре, взаимопомощи.
Есть очень музыкальные творческие ребята. Они очень хорошо рисуют, делают поделки, поют и танцуют. Их рекомендую в технические и художественные кружки. Они – кружковцы музыкальной школы и ЦДОД. Таких учащихся развиваю, участвуя в различных конкурсах рисунков, выставок прикладного искусства. Организую персональные выставки, рекомендую родителям таких учащихся во время каникул посещать музеи. Мои учащиеся с художественными способностями в актив класса выбираются часто редакторами и художниками стенгазет. А музыкальные дети развивают свои способности в концертах, смотрах художественной самодеятельности, в конкурсах, проводимых в школе и классе. Таких детей в классе выбираем культмассовыми секторами.
Интеллектуальная, академическая, творческая одаренность поддерживается участием детей в различных предметных олимпиадах, интеллектуальных викторинах, марафонах и творческих конкурсах. Одаренность проявляется математическая, гуманитарная, техническая. Мои интеллектуалы занимаются во внеурочных занятиях по логике. В классе постоянно проводятся интеллектуальные викторины, игры, предметные олимпиады, победители допускаются к школьным олимпиадам. С каждым годом увеличивается число участников улусных, республиканских, общероссийских, международных конкурсов и олимпиад.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.
Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись! Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе. Есть прирожденные исследователи, которым интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Вот с такими детьми веду работу по проектам, исследованиям. Начиная с первого класса, на уроках литературы и естествознания дети готовят короткие выступления и сообщения на различные темы из других источников. Затем к детям, интересующимся той или иной темой, прикрепляются руководители из числа родителей и учителей- предметников. Ведь ребенку интересно тогда, когда вместе с ним думают взрослые, им важна поддержка. Более подготовленные дети участвуют в школьных, улусных юниорских чтениях, затем в научно-практических конференциях. С каждым годом увеличивается число участников и призеров юниорских чтений, НПК.
Основным направлением моей педагогической деятельности является развитие устной речи и ораторского мастерстваучащихся. Начиная с первого класса, побуждаю детей выступать перед аудиторией. Публичные выступления развивают устную речь обучающихся, их дикцию, выразительность речи, артистизм, сценическую культуру. Эти дети успешны и в учении, так как развивается темп чтения, культура речи, они не боятся выступать перед публикой. Они участники конкурсов ораторов, всевозможных конкурсов чтецов, радиопередач.
В раннем выявлении явно или потенциально одаренных детей учителю необходимую помощь должны оказать родители, которые вовремя могут предоставить ребенку поддержку и создать благоприятные условия. Родители должны искать контакт со специалистами, которые могли бы передать их детям знания и навыки, необходимые для развития общения и стимуляции их одаренных детей. Осознание же одаренности собственного ребенка должно помочь родителям с большим вниманием отнестись к его образованию.
В результате планомерной совместной работы педагога, родителей и руководителей кружков, ребенок в процессе развития может реализовать свои потенциальные возможности. Педагогом должны создаваться все условия, способствующие развитию способностей. Благодаря конкретному виду творческой деятельности, направленной на развитие своей одаренности, ребенок самореализуется, не теряет свою одаренность, появляется больше возможности проявления индивидуальности.