Полный текст статьи
Печать

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение учащихся в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, так как представляет им возможность применять на практике знания основ наук.

Как известно, любому типу общества присуща соответствующая система образования. Появление новых педагогических систем, технологий и программ ставит перед учителем ответственную задачу – выбрать такую программу и технологию работы с учащимися, которые не только могут быть успешно реализованы учителем, но и будут способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

Актуальность темы: она признана способствовать целостному развитию учащихся, практической реализации ими знаний и умений по основам наук, прежде всего в процессе изготовления конкретных изделий.

Учебная программа для учащихся 5-9 классов под редакцией В.Д.Симоненко, она состоит из пяти разделов:

  1. «Технология обработки пищевых продуктов» (кулинарные работы);
  2. «Материаловедение» (технология обработки ткани);
  3. «Машиноведение»
  4. «Технология изготовления швейного изделия» (моделирование и конструирование);
  5. «Рукоделие».

Задача учителя состоит в том, чтобы дать учащимся представление о технологических процессах, вооружить их знаниями и умениями выполнять необходимые операции при изготовлении кулинарных и швейных изделий, сформировать представления об основных профессиях. Способствовать развитию умения учащихся самостоятельно принимать решения, творчески подходить к выполнению любой работы, производить экономические расчеты, находить оптимальные пути достижения поставленных целей, работать с технологической документацией, дополнительной литературой. Овладение учащимися практическими навыками не возможно без свободного владения необходимым оборудованием, свойствами волокон, конструированием и моделированием,  отработки навыков по выполнению швов и отдельных узлов.

Для практических работ введен перечень изготовления швейных изделий:

5 класс – фартук, 6 класс – поясное изделие, 7 класс – плечевое изделие, 8 класс или сложное изделие или узлы обработки к швейному изделию.

В разделе «Рукоделие» знакомлю учащихся с видами и основными приемами выполнения различных техник художественной обработки материалов с целью вызвать интерес к этим видам народного творчества, организовать досуг.

Серьезное внимание уделяю соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами.

Большое значение в обучении играют конкурсы и выставки творческих работ учащихся школьного, муниципального, регионального, федерального (дистанционного) уровня.

Для учащихся 10-11классов использую программу «Портной». Программа ориентирована на использование учебников и учебных пособий под редакциями Б.А.Бузовой, И.Н.Назаровой,  А.Т.Трухановой, Л.В.Шершневой и др. Данная программа может быть использована как профильное обучение старшеклассников.

Цели обучения по курсу начальной профессиональной подготовки по программе  «Портной»:

-  освоение знаний об отраслевом делении современного производства, ведущих отраслях производства в регионе; о распространенных видах работ на региональном рынке труда; о планировании профессиональной карьеры и путях приобретения профессии;

- овладение умениями применять методы индивидуальной, коллективной и творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и качества личности с требованиями, предъявляемыми к специалисту соответствующей профессии;

- развитие способности к самостоятельному поиску и решению практических задач в сфере технологической деятельности; профессионально значимых качеств для будущей трудовой деятельности; навыков активного поведения на рынке труда и образовательных услуг;

 - воспитание ответственного отношения, инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;

 В общенаучном понимании метод обозначает способ достижения цели, упорядоченная деятельность, в процессе которой достигаются усвоение учащимися технологических, трудовых знаний, умений и навыков, формируются нравственные качества, развивается мировоззрение.

В своей работе для достижения поставленных целей я использую различные методы и приемы работы.  Передо мной встает вопрос, каким сделать урок, чтобы ученик сознательно освоил знания и получил трудовые навыки, чтобы наша совместная работа пробудила в душе ребенка те струны, которые дадут начало развитию творческой личности. Основную роль в этом играют уроки, которые  провожу в различной форме: коллективной, групповой, индивидуальной и парной, при этом использую поисковый, демонстрационный, наглядный метод работы. Мною отработаны различные приемы обучения, современные технологии: беседы, лекции, рассказы, лабораторные и практические работы, использую деловую игру, ролевые ситуации, в процессе обучения учащиеся знакомятся, а в дальнейшем и отрабатывают приемы творческой деятельности. Учащиеся выполняют творческие проекты, ведут исследовательскую работу, работают с книгой и дополнительной литературой, учатся и совершенствуют учебные умения и навыки.  Использую кроссворды, демонстрационные работы, выполненные мной или учениками. Провожу тестирование по пройденным темам.

 Для эффективности достижения  цели использую наглядные пособия:

  1. Таблицы, карточки-задания, дидактические куклы,  схемы, чертежи;
  2. Компьютерную технику при просмотре дисков с демонстрацией моделей, творческие работы бывших выпускников.

При планировании уроков, руководствуюсь следующими критериями:

  • · целенаправленность обучения;
  • · переход от простого к сложному;
  • · связь с практикой и жизнью;
  • · систематичность и последовательность;
  • · доступность изложения материала;
  • · предоставление самостоятельности, создание условий для творческой деятельности;
  • · личностное саморазвитие;
  • · стимулирование познавательного интереса учащихся.

Каждый человек в своей практической деятельности постоянно решает различные проблемные задачи, т.е. выполняет своего рода проект.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.  Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Защита проектов проходит с демонстрацией практической работы, при этом учащиеся используют  стендовую защиту,  участвуют в школьных и районных выставках и олимпиадах по технологии.

При реализации в программе раздела «проект» мне как педагогу необходимо решить ряд задач:

  • · при разработке проектного задания учесть возрастные и личностные способности учащихся;
  • · составить характеристику потребности проектного задания;
  • · определить содержание проектного задания и описать условия, которые потребуются для достижения цели;
  • · подготовить учащихся к выполнению проектного задания с позиции определения межпредметных связей, формирования и развития творческих способностей, развития художественного вкуса, инициативы и самостоятельности;
  • · поддержать интерес учащегося – проработать лучшую идею;
  • · побудить учащегося находить и решать реальные задачи, вытекающие из потребностей семьи, школы.

За годы преподавания  мною накоплен разнообразный и интересный материал по многим темам учебной программы,  учащиеся могут воспользоваться  готовыми проектами для выполнения любого изделия.

Отрадно осознавать и радоваться тому, что твой труд, труд учителя, не зря потрачен,  некоторые  девочки после окончания школы поступают в училища, техникумы, институты по профилю швейного и кулинарного дела. И всем без исключения помогают в жизни умения и навыки, полученные на уроках технологии!