Полный текст статьи
Печать

Взаимодействие семьи и школы - проблема, которая уже не одно столетие тревожит родителей, педагогов  и  психологов. Единство школьного  и  семейного воспитания рассматривается ведущими педагогами, как процесс совершенствования духовности человека.

Сегодня остро стоит вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников.  Проблемы,  особенности  воспитания  детей младшего школьного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. И что бы ни говорило общество, по-прежнему семья является важным институтом  воспитания ребёнка.  Она  закладывает  основной  фундамент  в  процессе  воспитания ребёнка. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека [3]. Она с раннего возраста  направляет  сознание,  волю,  чувства  детей.  Особая  роль  семьи  в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Гармоническое развитие  личности  немыслимо  без  семейного  воспитания,  которое  должно сочетаться и подкрепляться общественным.

 Велика  роль  семьи  в  формировании  основ  мировоззрения,  усвоении нравственных норм поведения, формировании отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания - это любовь родителей к детям  и  ответное  чувство  детей  к  родителям. Родительская  любовь является источником благополучия  ребенка  в  семье, условием  правильного  воспитания, счастливого  детства. Дети  очень  чутко  реагируют  на  любовь  и  ласку,  остро переживают  их  дефицит. Сухомлинский В.А.  говорил,  что ребенок  должен  быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая  любовь  создает  чувство  защищенности,  душевного  комфорта. Ребёнок активнее  постигает  мир,  легко  овладевает  знаниями.  У  него  свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Настоящая родительская  любовь  учит ребёнка  культуре, отзывчивости, помогает  понять  главный  моральный  принцип:  человек  человеку  друг  и  брат.

Важным  условием  воспитания  детей  в  семье  является  авторитет  родителей. Авторитет  родителей основывается на  уважении  и  любви детей к  родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам. Родительский авторитет может разрушить ведение родителями двойной морали: одной — для окружающих, другой - для семейной жизни.  Ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей в повседневной жизни и замечает, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других. К разрушению авторитет, а ведёт уверенность родителей, что дети не имеют права критиковать их поступки, их указания нельзя  обсуждать, а только надо беспрекословно выполнять, что детей они наказывают всегда справедливо. Авторитет отца и матери повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке. Признание ошибки со стороны взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми являются основой родительского авторитета. 

Немаловажную  роль  в  воспитании младшего  школьника играют взаимоотношения школа — семья — ребенок. Младший школьный возраст – это тот период,  когда  семья  активно    участвует    в  воспитании  ребёнка,  закладывает фундамент    для  дальнейшего  развития,  воспитания  и  самовоспитания. Часто родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Родители должны понять, что влияние семьи не снижается, а наоборот возрастает [3].

С  приходом  детей  в  школу  особого  внимания со  стороны семьи  требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют  на  замечания  учителя,  насмешки  сверстников,  глубоко  переживают собственные неудачи и ошибки. Неуверенность, переживания  могут стать причиной негативного отношения ребёнка к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно рассказать учителю об индивидуальных особенностях ребенка, помочь  в  налаживании  отношений  с  одноклассниками.  Важно  с  пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Родители вместе с ребёнком правильно оценят как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Получается, что учитель прав...», «Дети не захотели с тобой играть, потому что...», «А тебе такое отношение понравится?» и т.п.

Постепенно  у  младшего  школьника сформируется  потребность  делиться  с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть справедливыми и доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей рассказы детей, надо сдерживаться, спокойно, справедливо и  доброжелательно  разбираться в  ситуации.  Если  родители  начнут  упрекать  и обвинять ребенка, то впредь они могут не рассчитывать на его откровенность. В то же время нельзя постоянно сосредотачивать  внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, чрезмерно опекать ребенка, решать за него все проблемы, лишая его самостоятельности. 

У родителей, которые привыкли добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение  в  обращении  с  ним  вызывают  встречное  расположение,  стремление выполнять требования старших.    

Случается,  что  при  выборе  методов  поощрения  и  наказания  родители  не учитывают характер ребенка, не вникают в причины совершения поступка. Нередко они  наказывают  детей  в  пылу  раздражения,  необъективно,  без  учета  тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, а это приводит к ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми. 

В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. Представление  о  себе,  уважение  или  неуважение  себя,  то  есть самооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают  их  положительно  или  отрицательно.  От  того,  насколько  грамотно пользуются  взрослые  оценкой,  зависит  результативность  руководства  детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Важно, чтобы  ребенок  чувствовал  доброжелательное,  уважительное  отношение  к  нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка.

Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями. Именно эмоциональная среда в этом возрасте оказывает влияние на его духовный мир. Семья, в которой преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность,  нужна ребенку  для  его  психического  здоровья.  То,  как  взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем,  склонен  к  подражанию,  он  чутко  воспринимает  и  перенимает  все эмоциональные реакции. Если что-то не нравится в ребенке, надо помнить: ребенок в какой-то степени является зеркальным отражением окружающих его людей [1].

Взрослые по  отношению  к  младшему  школьнику могут выражаться  в пренебрежительных  высказываниях,  в  унижающих  его  достоинство  оценках, эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, ребенок  вынужден  подчиняться.  Вырастая,  он  может  остаться  зависимым  от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будет зреть отторжение от семьи.

Дружба родителей и детей — это особые отношения, которые возникают при взаимном  уважении,  умении  взрослых понимать  ребенка,  сопереживать  ему, проявляя такт  в  общении.  Родители  должны  строить  дружеские  отношения  с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир. Лучший путь — постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет.

 Таким образом, совместно с родителями класса была разработана программа «Роль семейного воспитания в формировании личности младшего школьника», определена цель, задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями и учащимися класса. Программа была ориентировано на четыре года.

Работа с родителями разделена на 3 этапа:

1 этап реализации – ориентировочный. На данном этапе производится анализ и изучений семей в воспитательном процессе.

2 этап – основной. На данном этапе производится организация различных мероприятий с учетом родителей и учащихся.

3 этап – обобщающий (в конце года). Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся [4].

Таким образом можно утверждать, что четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники испытывают эмоциональный подъем, когда их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах – они испытывают чувство гордости за участие родителей  в жизни класса. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Подводя итоги можно отметить, что школа и семья  в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создавать все условия для радостной и творческой жизни. Семья – это   первый  учитель  и  незаменимый  воспитатель  для  младшего школьника, спутник жизни ребёнка. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать условия, в которых находится их малыш, какие эмоции и переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что радует, чем он живёт.