Взаимодействие семьи и школы - проблема, которая уже не одно столетие тревожит родителей, педагогов и психологов. Единство школьного и семейного воспитания рассматривается ведущими педагогами, как процесс совершенствования духовности человека.
Сегодня остро стоит вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей младшего школьного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. И что бы ни говорило общество, по-прежнему семья является важным институтом воспитания ребёнка. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека [3]. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Особая роль семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.
Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, формировании отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания - это любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Родительская любовь является источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Сухомлинский В.А. говорил, что ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. Ребёнок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Настоящая родительская любовь учит ребёнка культуре, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Авторитет родителей основывается на уважении и любви детей к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам. Родительский авторитет может разрушить ведение родителями двойной морали: одной — для окружающих, другой - для семейной жизни. Ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей в повседневной жизни и замечает, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других. К разрушению авторитет, а ведёт уверенность родителей, что дети не имеют права критиковать их поступки, их указания нельзя обсуждать, а только надо беспрекословно выполнять, что детей они наказывают всегда справедливо. Авторитет отца и матери повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке. Признание ошибки со стороны взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми являются основой родительского авторитета.
Немаловажную роль в воспитании младшего школьника играют взаимоотношения школа — семья — ребенок. Младший школьный возраст – это тот период, когда семья активно участвует в воспитании ребёнка, закладывает фундамент для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Часто родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Родители должны понять, что влияние семьи не снижается, а наоборот возрастает [3].
С приходом детей в школу особого внимания со стороны семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки. Неуверенность, переживания могут стать причиной негативного отношения ребёнка к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно рассказать учителю об индивидуальных особенностях ребенка, помочь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Родители вместе с ребёнком правильно оценят как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Получается, что учитель прав...», «Дети не захотели с тобой играть, потому что...», «А тебе такое отношение понравится?» и т.п.
Постепенно у младшего школьника сформируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть справедливыми и доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей рассказы детей, надо сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разбираться в ситуации. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то впредь они могут не рассчитывать на его откровенность. В то же время нельзя постоянно сосредотачивать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, чрезмерно опекать ребенка, решать за него все проблемы, лишая его самостоятельности.
У родителей, которые привыкли добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.
Случается, что при выборе методов поощрения и наказания родители не учитывают характер ребенка, не вникают в причины совершения поступка. Нередко они наказывают детей в пылу раздражения, необъективно, без учета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, а это приводит к ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми.
В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. Представление о себе, уважение или неуважение себя, то есть самооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают их положительно или отрицательно. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка.
Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями. Именно эмоциональная среда в этом возрасте оказывает влияние на его духовный мир. Семья, в которой преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужна ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Если что-то не нравится в ребенке, надо помнить: ребенок в какой-то степени является зеркальным отражением окружающих его людей [1].
Взрослые по отношению к младшему школьнику могут выражаться в пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках, эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будет зреть отторжение от семьи.
Дружба родителей и детей — это особые отношения, которые возникают при взаимном уважении, умении взрослых понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир. Лучший путь — постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет.
Таким образом, совместно с родителями класса была разработана программа «Роль семейного воспитания в формировании личности младшего школьника», определена цель, задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями и учащимися класса. Программа была ориентировано на четыре года.
Работа с родителями разделена на 3 этапа:
1 этап реализации – ориентировочный. На данном этапе производится анализ и изучений семей в воспитательном процессе.
2 этап – основной. На данном этапе производится организация различных мероприятий с учетом родителей и учащихся.
3 этап – обобщающий (в конце года). Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся [4].
Таким образом можно утверждать, что четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники испытывают эмоциональный подъем, когда их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах – они испытывают чувство гордости за участие родителей в жизни класса. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.
Подводя итоги можно отметить, что школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создавать все условия для радостной и творческой жизни. Семья – это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего школьника, спутник жизни ребёнка. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать условия, в которых находится их малыш, какие эмоции и переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что радует, чем он живёт.