Система воспитания и образования в Англии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тыщенко Е. В., Гончарова Н. А. Система воспитания и образования в Англии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1991–1995. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970725.htm.
Аннотация. Статья посвящена особенностям воспитания в английских семьях, традиционному укладу жизни ребенка; рассматриваются все особенности и специфики английского образования (на чем строится, какие цели, методы и задачи); как английское воспитание и образование влияет на становление личности ребенка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тыщенко Елизавета Васильевна,студент группы ТПОП15 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбургliza11.09@mail.ru

Гончарова Надежда Анатольевна,кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург nadin1325x@yandex.ru

Система воспитания и образования в Англии

Аннотация.Статья посвящена особенностям воспитания в английских семьях, их традиционному укладу жизни ребенка; рассматриваются все особенности и специфики английского образования (на чем строится, какие цели, методы и задачи). И как английское воспитание и образование влияет на становление личности ребенка. Ключевые слова:образование, воспитание, школа, университет, семья.

Большинство из нас на вопрос «Опишите кратко, что такое английское воспитание?» произнесут такие слова, как сдержанность, аристократизм, педантичность, «холодный» ум, галантность и т.д. А откуда появились эти слова в нашей голове? Мало кто знает. Такое представление английской культуры воспитания сложилось в основном после просмотра фильмов, прочитанных книг. Но такое ли воспитание в английских семьях, как на картинке в кино? Семья. В Англии детей рожают чаще после 30, а порой и после 40 лет, поэтому редко можно встретить молодую маму на улицах английских городов. В первую очередь нужно «твердо» встать на ноги, создать материальное обеспечение своей семьи, а уже потом только думать о детях. Также стоит отметить, что в Англии женщины обладают равными правами с мужчинами и стремятся к независимости от мужчин намного сильнее, чем женщины многих других стран. Чаще всего дети живут в неполных семьях. В Англии не принято обращаться к бабушкам и дедушкам, как к нянечкам, прародители не являются воспитателями детей, как, например, чаще всего бывает в России. Бабушка и дедушка могут взять внуков, например, на выходные, но быть для них нянями –не в привилегии англичан. Поэтому дома с детьми сидят в основном мамы. Но английские мамы нанимают нянь или бебиситтеров, даже если они не работают, для воспитания и обучения детей. Помощь няни (спроживанием) весьма дорогая услуга, чем няня образованней, тем дороже будет стоимость ее услуг. В ее обязанности будут входить не только уход и присмотр за ребенком, но также она составляет программу развития для него и занимается по ней, с малышом. Помимо этого, няня ходит с ребенком на прогулки, водит его по различным кружкам и секциям, везде его сопровождает. На личные дела времени почти не остается, только в некоторые выходные и в часы, когда ребенок спит.Бебиситтер не проживает с семьей, он приходит на время, присматривает за ребенком играет; образовательные программы в его обязанности не входят, только если он сам этого захочет. Попростому бебиситтер –это «приходящая» няня на время, пока родители находятся по какимлибо делам вне дома. Существует альтернатива няням и бебиситтерам –это игровые группы. Чаще всего игровые группы организуют в частных домах, но порой их создают при какойнибудь организации. Как это работает? Иногда мамы договариваются и поочерёдно сидят с детишками, а иногда выбирают одну, которая всегда может и будет сидеть с детишками. Такие группы в основном формируются, когда, еще будучи беременными, женщины объединяются в небольшие группы и вместе подготавливаются к родам, общаются. После родов они также продолжают собираться, обсуждая уже новые вопросы за чашечкой чая, а детишки вместе играют в соседней комнате. У английских мам есть весьма важная черта –терпимость. Они без доли раздражения могут повторить ребенку «почему так делать не надо» в сотый раз. И с самого раннего возраста ребенка берут с собой везде: в магазин за покупками, в ресторан и др. Поэтому дети в Англии так рано привыкают к обществу и начинают в нем адаптироваться. В Англии в любом месте персонал будет всегда вежлив и доброжелателен к малышам, в следствии чего дети легко идут на контакт со взрослыми людьми. По статистике, Англия является одной из самых безопасных стран для детей, процент несчастных случаев с детьми весьма низок. Все площадки для малышей специально оборудованы, чтобы не получить травм.По поводу воспитания –ребенка могут легонько шлепнуть, если он сильно расшумелся, но применение ремня или более грубой силы категорически запрещено. Если у ребенка заметят на теле синяки, ссадины, кровоподтеки и пр, то родителей могут привлечь к уголовной ответственности.В Англии неприемлемо, чтобы незнакомый взрослый человек делал замечание ребенку. В таком случае, если ребенок както плохо себя ведет, об этом говорят родителям, но не напрямую малышу.Важной целью английского воспитания является: развить сильные черты характера в ребенке, в любой ситуации думать ясным умом, не теряться, находить выход из любой ситуации без споров, драк и сквернословия, и быть всегда леди и джентльменами. Дошкольное воспитание. Самое первое дошкольное учреждение по сути является детским садом, но в Англии оно считается школой –ясельной школой Nursery School. Как и в России существуют государственные и частные школы. В Nursery School детишек обучают танцам, пению, рисованию, учат помогать друг другу, быть учтивыми и вежливыми, а с самыми маленькими занимаются упражнениями по развитию моторики. В основном все это проходит в игровой форме. С трех лет малышей обучают чтению, письменности, редко иностранному языку.Частные школы Nursery School бывают двух видов: обычные (группы с детишками от двух лет) и ясельные (куда берут от двух месяцев). Ясельные группы значительно дороже, т.к. на одного воспитателя принимают 3 детей, а занятия и питание подпираются индивидуально. Есть и второй вариант дошкольных игровых групп –PresSchool. Это организация, которой руководит правительство из родителей. Очень престижно и важно для родителей попасть в это правительство. ВPresSchoolдети ходят на 2,5 часа в день. Малыши в группе играют, поют песни, читают книги, общаются друг с другом, учат цвета, буквы и цифры. В помещении школы есть всё самое необходимое –от игрушек и кубиков, до развивающих книг, головоломок и конструкторов. В группе на 1 воспитателя приходится 8 детей.Государство также имеетместо быть в жизни малыша. Когда ребенку исполняется 34 года, родители получают специальные ваучеры на него. Ваучерами оплачивают пребывание ребенка в дошкольном заведении, они действуют на 5 смен в неделю, на 23 часа. Родители сами решают, как им распоряжаться ваучерами –доплачивать пребывание ребенка в садике за полный рабочий день, либо же водить малыша только на время, оплачиваемое государством, кроме выходных дней.Система воспитания дошколят в Англии построена на интересах ребенка. В основе лежит забота о душевном спокойствии и комфорте малыша. Все вопросы, касающиеся ребёнка, обсуждаются в первую очередь с ним. Детей очень часто хвалят, даже за маленький успех, что повышает самооценку ребенка и взращивает в нем уверенность. Такое отношение поможетребенку в дальнейшем приспособиться к жизни в любом обществе, спокойно справляться с любыми трудностями, выходя всегда победителем, как повелось у англичан.Режим дня в Nursery School немного отличается от привычного нам распорядка в детском саду. День делится на 2 части –сессии –утреннюю (с 9 до 12) и дневную (с 13 до 16). Между сессиями с 12 до 13 перерыв на ланч. Родители могут записать ребенка как на целый день, так и на 1 сессию. Оплата, соответственно, будет отличаться, каждая сессия оплачивается отдельно, так же и ланч. Учебный год в ясельной школе делится на четыре четверти, что связано с количеством временных сезонов в году. Предусмотрены каникулы после каждой четверти в течении недели и в середине четверти. Перед осенней четвертью дети отдыхают1,5 месяца. Занятия проходят в комнате на паласах, где воспитатель проводит перекличку. После группу делят на 2 подгруппы по возрасту и начинают занятия. Младшим объясняют и показывают самые просты предметы, как ими пользоваться, для чего они нужны. Тем временем старшие ребята учат цифры, буквы, читают, пишут. Такие занятия длятся совсем недолго, около 1015 минут. После этого дети спокойно играют во что захотят. Но есть обязательно правило: убрать все игрушки на место после игр. Это правило соблюдают и дети, и воспитатели. После перерыва на ланч, наступает время творческого развития.Дети сочиняют сценки, рисуют, лепят из глины и пластилина, поют, танцуют, собирают мозаику. Далее наступает время прогулок. Гуляют дети на специальной огороженной площадке. Играют в песочнице, катаются с горок, ползают по перекладинам и пр. После прогулки малыши успевают еще поиграть в игровой, либо чемнибудь позаниматься. В садиках детей иногда наказывают, если они провинись, либо делают словесное замечание, либо садят в угол. Совсем маленьких не наказывают, а стараются отвлечь от шалостей. Школа. Уже в 4х летнем возрасте ребенок идет в школу. В школу ребенок поступает в ту четверть, которая начинается после его дня рождения. Поступление на год позже, с начала учебного года, чревато для будущего ребёнка. Школьное образование состоит из двух модулей: начальное–дети от 4 до 11 лет (до 7 лет в школе для малышей, а до 11 в младшей школе) и среднее –для детей от 11 до 16 лет. Иногда родители выбирают домашнее обучение для своего чада, для этого необходимо поучить разрешение от местного образовательного совета, что условия обучения дома будут соответствовать нормам, включая религиозное воспитание. В Англии существует бесплатное образование, которое может получить абсолютно любой ребенок, не зависимо от социальногостатуса родителей, его национальности. Помимо бесплатных муниципальных школ, существуют частные платные школы.В 4 года маленькие школьники начинают более ответственно и основательно обучаться письму, чтению и счету. Раз в неделю они выполняют обязательное домашнее задание. В каждой школе обязательно есть физкультура, иногда посещение бассейна. Основной упор в обучении идет на самостоятельность. Дети много занимаются в лабораториях, библиотеках, сами занимаются своими домашними заданиями. Проверка знаний обычно проходит в виде эссе и проектов. Учитель лишь рассказывает о какойто основной проблеме, а ученик уже самостоятельно выбирает тему и подбирает материал. Обучение в младшей школе проходит в игровом формате. Без стремления подогнать каждого ученика под общий уровень. Каждый ребенок занимается индивидуально, в своем темпе.Родители в Англии, так же, как и везде, интересуются успеваемостью и другими успехами/проблемами своих детей у учителей. Но в Англии нет родительского собрания, а каждому родителю уделяют 510 минут в какойто конкретный день на индивидуальную беседу с учителем. Также в школах есть родительские комитеты. Одна из их обязанностей –сбор денег на нужды школы. Но не путём сбора денег с родителей, а путём заработка. Например, организуют небольшие дискотеки с буфетом для детей и их родителей, устраивают кинопоказы с попкорном и прочими сладостями. Благотворительность является одной из самых важных школьных деятельностей. С раннего возраста детей учат помогать другим людям. В школах проводят благотворительные показы мод, ярмарки; существует «день без школьной формы», когда ребенок может прийти в школу в обычной одежды, заплатив за это на входе 1 фунт. Вырученные деньги школы передают в фонд для бездомных и т.п. Отношение к деньгам в Англии очень практичное, сорить деньгами на всё подряд у нихне принято. Дети с 16 лет уже стараются найти подработку.Ученики английских школ занимаются социальными работами. Это является обязательной работай, например, в домах престарелых. От социальной работы нельзя отказаться. В средней школе последние два года являются переходным звеном (между средней и высшей школой). Ученики делятся по отделениям (профилям) –гуманитарным и естественноматематическим. После достижения шестнадцатилетнего возраста перед учеником стоит выбор: остаться еще на два года в школе; отправиться в колледж; совмещать учебу с работой; вообще прекратить обучение и начать полноценно работать.В каждой школе есть обязательная форма, которая имеет свой цвет, но общий фасон (для всех школ) –для мальчиков костюм, для девочек блузка, юбка и джемпер, и для всех галстук цвета школы. Таким образом показывают, что все ученики равны, вне зависимости от социального и материального положения родителей. Со списыванием в Англии всё очень строго. На экзамен ничего пронести нельзя: шпаргалки, телефоны, плееры. Пенал должен быть прозрачным, бутылка с водой недолжна иметь этикетки. Экзамены проводятся в большие аудиториях, с рядами выстроены одиночные парты. Экзаменаторы постоянно ходят по аудитории и наблюдают за учениками. Переговариваться и шептаться на экзамене запрещено. Считается, что, если ученика поймали на списывании, его обязательно надо отчислить. В Британии очень славятся школыпансионы, о них ходят многие легенды. Если решаются отправить ребенка из другой страны учиться в Англию, то чащевсего выбирают школыпансионы. Чаще всего приезжие ученики живут в общежитиях, расположенных на территории школы. Но иногда английские семьи предлагают пожить у них.Воспитательную роль берет на себя школа. Требование в таких школах более высокие и строгие, особенно в элитных пансионах.В Англии в школах не забывают и про праздники. Пасха является самым настоящим детским праздником. На этот праздник устраивают двухнедельные каникулы, дарят много подарков и сладостей. Самых маленьких угощают сладостями все подряд, как близкие и знакомые, так и прохожие на улице. Целую неделю посвящают соревнования по сбору пасхальных яиц. Дети ищут пасхальные яйца, спрятанные по всему дому, кто больше найдет –у того и будет самый большой приз.Одним из самых любимых праздников как для детей, так и для взрослых, является Хеллоуин. Одна из традиций –обличение детей в костюмы духов, ведьм и других героев. В таком образе дети ходят по домам и, дабы от них откупиться, люди угощают их конфетами. Университет. Поступление в университет очень важно для многих учеников. В сентябре учителя показывают оценки и пишут для каждого характеристику, тем временем ученики тоже пишут свою характеристику и подают в университеты. В интересах школы помочь поступить детям в боле престижные университеты, т.к. это значительно повышает школьный престиж. Подавать можно в 5 университетов, желательно на один и тот же предмет/факультет, т.к. в характеристике обязательно описывается заинтересованность в предмете. Кода все университеты пришлют ответ, нужно будет выбрать из них лишь 2. После этого нужно будет сдать экзамены. По мимо экзаменов необходимо постараться написать курсовые работы на высокий балл, потому что они влияют на итоговую оценку по дисциплине. В Англии есть несколько видов ВУЗов:

университеты;

университетские колледжи;

Колледжи высшего образования.Университеты отличаются тем, что имеют права присваивать ученые степени и определять их условия получения. Различия между «новыми» и «старыми» университетами имеет место быть. «Новые» ориентированы на проф. Подготовку студентов, а «старые» уделяют большое внимание классическому образованию.Колледжи нацелены на более узкие специальности, выпускают бакалавров и магистрантов.Колледжи высшего образования являются платными учебными заведениями. За основу взяли пример с финансирования высшего образование, как в США.

Ссылки на источники1.Мама и малыш [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.2mm.ru/2.Новая газета [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/3.Психологос [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/velikobritaniya_sistema_obrazovaniya

4.Cyberleninka[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennayasistemaobrazovaniyavvelikobritanii