Семейное воспитание как основа становления личности все чаще становится объектом исследования отечественных ученых и практиков. Авторами, такими как А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н.Авдеева,
А.И. Захаров и др., затрагиваются различные сферы родительской компетентности: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, и т.д.
В различных источниках авторы расшифровывают понятие «родительская компетентность» следующим образом:
- знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности родителя (Н.Ф. Талызина) [1];
- интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына) [2];
- возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Кормушина Н.Г.) [3];
- наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка (Мизина М.М.) [4].
Один из самых распространенных определений понятия «родительская компетентность» это - умение справляться со своими воспитательными обязанностями.
В целях выявления наиболее эффективного способа педагогического просвещения, повышающий уровень педагогической культуры родителей, нами был проведен опрос среди студентов педагогического института очной и заочной формы обучения. В опросе приняло участие 38 студентов, имеющих детей в возрасте от 3-х до 12 лет.
Результаты показали, что 80% опрошенных опираются при воспитании своих детей на свой жизненный опыт, при этом 68% респондентов получают педагогические знания через СМИ, при беседе выяснилось, что под СМИ они понимают Интернет-ресурсы. Кроме того, много информации родители черпают из различных групп в мессенджере WhatsApp, в которых объединяются преимущественно мамы детей и обмениваются своим опытом, поэтому мы не относим этот источник к СМИ, это относится скорее
к перениманию родительского опыта. 40% родителей отметили, что получают полезную информацию из родительских собраний, всеобучей, лекций воспитателей, психологов, учителей.
Большинство студентов на вопрос: «Оцените свой уровень знаний по вопросам воспитания и развития детей» ответили, что они имеют хороший уровень знаний. Здесь надо сделать поправку на то, что это студенты педагогического ВУЗа.
Насчет эффективного способа педагогического просвещения мненияч разделились примерно поровну между следующими источниками: лекции (всеобучи) для родителей, советы других родителей, СМИ. 80% респондентов оценили степень влияния СМИ на повышение родительской компетентности как среднюю.
Исходя из этого, можно сформулировать следующие выводы: большинство нами опрошенных студентов предпочитают опираться на свой жизненный опыт при воспитании детей, второй по количеству стала группа родителей, которые получают педагогические знания через интернет и из опыта своих родителей. На третьем месте стоят студенты, которые получают педагогические знания через лекции психологов, педагогов, учителей.
Таким образом, как показал опрос, большинство родителей при воспитании детей опираются на свой жизненный опыт, что означает отсутствия у них научного представления о ребенке и методах на его воздействия, т.е. имеют представления о воспитании на бытовом уровне. Вместо лекций, они предпочитают получать педагогические знания через СМИ (в большинстве случаев через интернет). Что означает, СМИ играет немаловажную роль в повышении уровня родительской компетентности.
Из этого следует, что для повышения педагогической культуры родителей особое значение стоит уделить СМИ: радио, интернет (сайты), газеты, журналы, телевидение и т.д. Ведь главной задачей СМИ является просвещение населения.
Если взять телевидение то, по моему мнению, одним из наиболее популярных телепередач для родителей являются - «Здоровье с Еленой Малышевой», «Женское и Мужское», «Пусть говорят». В этих передачах открыто затрагиваются проблемы воспитания, здоровье детей, где приглашаются психологи, педагоги, врачи, которые комментируют проблемы и дают советы родителям.
Помимо телевидения, существуют газеты и журналы, где освещаются проблемы касаемо воспитания, это – «Она+», «Родительский» (журнал), «Домашний ребенок», «Развиваемся вместе», «Скоро в школу», «Занимательная страничка», «Проверь себя» и т. д.
В этих журналах делается акцент на компетентность родителей. Здесь освещаются вопросы детской психологии и логопедии. На страницах журналов представлены рекомендации экспертов, специалистов, статьи, ответы на вопросы родителей, консультации. А также содержится информация для родителей, помогающая подготовить ребенка к поступлению в школу, предупредить школьную или социальную дезадаптации и т.д. В некоторых журналах представлен развивающий материал – это, головоломки, задачи, ребусы и загадки, направленные на развитие памяти, мышления, речи, внимания ребенка.
Существуют также интернет сайты, форумы такие как: ykt.ru, группы «вконтакте»: «мама», «современная мама», «клуб молодых мам» и т.д. в этих группах отвечают на все волнующие вопросы мам, начиная от беременности и родов и заканчивая процессами воспитания. Однако, ответы носят не научный характер и являются по сути обсуждением проблемы на бытовом уровне, обмен мнениями, а иногда информация может быть крайне негативной или откровенно вредной. Однако есть и положительные стороны такого общения: информация поступает оперативно, много полезной информации по инфраструктуре по месту проживания (например, о хороших детских садах, о сильных учителях, о педиатрах и т.д.), можно просто обсудить свою проблему и получить моральную поддержку и т.д.
Таким образом, исходя из анализа опроса, можно прийти к выводу о том, что СМИ составляют хорошую альтернативу традиционным мерам профилактики, по предотвращению многих острых социальных проблем нашего современного общества такие как: курение, наркомания, алкоголизм, суицид, разврат, низкий уровень культуры, детские и взрослые болезни, в т.ч. играет важную роль в повышении педагогической культуры родителей.
В заключении, хотелось бы привлечь будущих педагогов, психологов, учителей к активному сотрудничеству со СМИ по вопросам повышения родительской компетентности: редактировать статьи в газетах, журналах, создавать социальные ролики, участвовать в телепрограммах, создавать каналы и группы в социальных сетях и т.д. Ведь подавляющее большинство населения разного возраста ищут необходимую информацию в средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы и социальные сети.