Полный текст статьи
Печать

Среди множества проблем современности особенно выделяется проблема отсутствия терпимости и взаимопонимания между людьми или иначе толерантности. Отсутствие данного качества у людей неминуемо приводит к конфликтам как на уровне страны, так и в межличностных отношениях. В этих обстоятельствах чрезвычайно важно воспитывать толерантность у молодого поколения, так как принятие принципов и норм толерантности — это важное условие взаимопонимания между людьми, взаимодействия, согласия, сплочения общества.

Проблема формирования толерантности личности прослеживается в исследованиях таких ученых, как А.Г Асмолов, Л.В. Байбородова, Е.Ю. Клепцова, М.А. Ковальчук, О.А. Кравцова, М.И. Рожков, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова и других. Исследователи говорят о том, что воспитание толерантности должно осуществляться ещё в детстве. Более того, в ФЗ «Об образовании РФ» отражены следующие позиции по отношению к образованию: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов» [1].

Необходимость воздействовать на эмоциональную сферу учащихся начальной школы обусловлена их возрастными особенностями. В своей работе Т. Рублева пишет о том, что дети в этом возрасте очень эмоциональны, и это сказывается, на том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, о чём думают дети, что наблюдают, делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Автор пишет, что с годами у детей всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления [2]. Педагог Л.А. Чаусенко пишет о том, что в период младшего школьного возраста происходят значительные изменения в психическом развитии детей, а именно качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со взрослыми и сверстниками. Ребенок начинает постепенно овладевать своими психическими процессами, управлять восприятием, но переживания младшего школьника зачастую проявляются очень бурно. Педагог отмечает, что именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, усваиваются нормы морали и правила поведения, происходит формирование общественной направленности личности. Она считает, что задача учителя начальных классов и родителей заключается в знании и учёте психологических особенностей младших школьников и проведении комплекса коррекционной работы [3]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что целесообразно воздействовать на психику детей уже в этом возрасте.

В правовой памятке Т.А. Катариной даётся следующее определение понятия «толерантность» — «это терпимость и уважение по отношению друг к другу вне зависимости от пола, расы, национальности, религии, культуры и социальной среды» [4, с.2].

Работающие педагоги находятся в поиске эффективных методов, которые позволят воспитать в детях терпимость и уважение к одноклассникам и другим людям. В своей статье Т.А. Верхозина выделила следующие доминирующие методы воспитания толерантности: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера); стимулирование и мотивация (мотивационная сфера); внушение и самовнушение (эмоциональная сфера); воспитывающие ситуации и упражнения (волевая сфера); коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции); метод дилемм и рефлексии (экзистенциальная сфера) [5].

Формирование толерантности — сложный процесс, в связи с этим, педагоги предпочитают использовать разнообразные методы воспитания. Особый интерес вызывает педагогический опыт И.В. Хохловой, которая, благодаря многолетним исканиям, изучению педагогической литературы, проверке теоретических положений в практической деятельности, создала воспитательную систему класса. Главным моментом в создании системы является саморазвитие человека, развитие инициативы через воспитательную работу. Педагог создала алгоритм решения конфликтных ситуаций, разработала и провела уроки: «Дорогою добра», «Ребята, давайте жить дружно» и т.д. Учитель утверждает, что воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие в совместных делах класса. По её мнению, во всех мероприятиях должны участвовать как мальчики, так и девочки. Педагог использует методические и игровые приёмы, связанные с организацией деятельности детей в классе, диалоговой рефлексии и использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д. Учитель использует такие игровые приёмы, как «День рождения», «Утро начинается с улыбки», «Мусорное ведро» и другие. Каждый год в школе проводится праздник «Сказки народов России», где каждый класс представляет свою инсценировку.  Параллельно педагог ведёт работу по обучению детей социальной компетентности через цикл обучающих занятий-бесед, таких, как «Кем я хочу быть?», «Учитесь делать комплименты», «Без чего невозможно прожить?» и др.            Помимо этого, вместе с детьми учитель ведёт портфолио «Нет войне».  Дети самостоятельно делают подборку материалов на военную тему. Школа организует и проводит встречи с ветеранами ВОВ, праздничный концерт, дети изготавливают поздравительные открытки для ветеранов и т.д. [6].

С.О. Гаан, учитель русского языка и литературы, занимается воспитанием толерантности своих учеников, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Она отмечает, что особым воспитательным потенциалом обладают гуманитарные предметы. На уроках русского языка и литературы учитель с детьми рассуждает над легендами, использует на уроке работу с афоризмами, пословицами и поговорками разных стран. При работе над орфограммами педагог просит распределить по смыслу специально подобранные слова, такие, как: «любовь», «враг», «терпение», «лесть», «мудрость» и т.д. Учитель совместно с детьми анализирует художественные тексты, используя проблемные вопросы. Во внеурочной деятельности С.О. Гаан проводит тематические классные часы, организует походы на выставки, разнообразные экскурсии — все это, по ее мнению, помогает учащимся понять, что они все равны, что нужно относиться друг к другу с пониманием, поддерживать в трудной ситуации, принимать одноклассников такими, какие они есть. В своей работе педагог опирается на доверительные семейные отношения учащихся и активно привлекает родителей к делам класса. В классе С.О. Гаан учатся дети разных национальностей и, по ее словам, в поддержании благоприятной атмосферы ей помогают такие мероприятия, как классные часы, например, «Культура мира. Человек среди людей», «Стремись делать добро», беседа «Знакомство с русской национальной культурой», а также подготовка сообщений в форме познавательной экскурсии в музей на тему «История национального костюма». Более того, у учеников С.О. Гаан ведётся курс «Социальная практика». Изучение этого курса позволяет школьникам уверенно осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с обществом [7].

На основе анализа опыта педагогов был определен ряд мероприятий, способствующих формированию толерантности у младших школьников: совместные дела класса, тематические классные часы, походы на выставки, экскурсии. Весьма важно использовать в своей деятельности методические и игровые приемы, связанные с организацией деятельности детей в классе, диалоговой рефлексии, использованием художественной литературы, кинофильмов, а также занятия-беседы, способствующие воспитанию терпимости и уважения к другим людям. Значимую роль в процессе формирования толерантности могут сыграть родители школьников, активно участвующие в делах класса и процессе воспитания своих детей.