Как известно, дошкольное детство – важный период в развитии детей. Этот период дает множество преимуществ в формировании личности, социализации, а также социально-коммуникативного развития.
В дошкольной образовательной организации дети получают опыт по установлению взаимоотношений со сверстниками детьми младшего и старшего возраста, и взрослыми. Например, очень часто в отношениях между детьми появляются обиды и конфликты, в результате чего есть вероятность изменения социального статуса ребенка и изменения системы отношений со сверстниками в целом, что оказывает влияние на развитие его личности, а также на изменения положения ребенка в группе. Именно поэтому среди детей появляются «звезды», «принятые», «отверженные». Следовательно, важным вопросом становится развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста [1].
На современном этапе задача развития доброжелательных взаимоотношений рассматривается в рамках социально-коммуникативного развития Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Например, в стандарте отмечается такое психолого-педагогическое условие: педагоги должны уделять внимание формированию положительного и доброжелательного отношения между детьми, а также взаимодействию детей в разных видах деятельности. Можно утверждать из этой формулировки, что изучаемая нами проблема развития доброжелательных взаимоотношений у детей является актуальной и рассматривается на уровне обязательных требований к дошкольному образованию [2]. На основании вышесказанного, считаем важным проанализировать программы дошкольного образования и проследить отраженные в них пункты продиктованные требованиями дошкольного образования, которые относятся к проблеме нашего исследования.
Большинство детских садов г. Кирова работают по программам: «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» (Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.); «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева); «Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада» (Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва). Проанализируем образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», представленную в каждой из вышеназванных программ, а в качестве критериев для анализа мы выделили: цель, задачи, содержание работы по социально-коммуникативному развитию с детьми 5–6 лет, с детьми 6–7 (8) лет, методы, приемы и средства. В таблице 1 представлен анализ программ дошкольного образования [3;4;5].
Таблица 1
Анализ программ дошкольного образования
Критерии |
Общие и различные черты анализируемых программ |
|
Общее |
Различие |
|
Цели |
В программах «От рождения до школы», «Радуга» и «Детство» создаваемые условия в группе должны быть равными для всех воспитанников |
В программах «Детство» и «От рождения до школы» в качестве цели выделяют воспитание гуманного отношения к окружающим. В программе «От рождения до школы» акцент делается на развитие доброжелательных отношений, в программе «Детство» – на позитивную социализацию, а в «Радуге» на комфортно развивающееся сообщество детей |
Задачи |
В программах «Детство» и «Радуга» выделяется задача по воспитанию доброжелательных взаимоотношений у детей. В программах «Детство» и «От рождения до школы» общие задачи по формированию опыта сотрудничества со взрослыми и сверстниками и воспитания моральных и нравственных качеств |
В программе «Радуга» выделяется задача по созданию позитивной атмосферы в группе через организацию добрых традиций: праздников, досугов и пр. В программе «Детство» отмечается гуманистическая направленность, а в программе «От рождения до школы» - усвоение норм и ценностей» |
Содержание |
В программах «Детство» и «От рождения до школы» разное содержание для детей 5–6 и 6–7 лет; Кроме того, в содержании реализуют задачи по формированию нравственных качеств и умению договариваться. В программах «Детство» и «Радуга» для детей 5–6 лет выделяется формирование доброжелательных взаимоотношений, для детей 6–7 лет задачи решаются при поддержке педагога воспитанников. Общее для всех программ – развитие совместной деятельности, оценивание каждого члена группы и себя. |
В программе «Радуга» общее содержание для детей 5–6 и 6–7 лет, а акцент делается на формирование умения принимать критику. В программе «От рождения до школы» акцент на формирование качеств: скромность, сочувствие, отзывчивость и пр. |
Итак, в анализируемых нами программах «Радуга», «От рождения до школы», «Детство» отмечается важность развития доброжелательных взаимоотношений, а именно: необходимость поддержания атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к людям; формирования уважительного отношения к старшим; развитие дружеских отношений со сверстниками, формирование заботливого отношения к младшим детям. Большое внимание уделяется решению задачи развития доброжелательных взаимоотношений в работах таких исследователей как: Т.Н. Бабаева, Я.Л. Коломинский и др. В этих исследованиях делается акцент на то, что доброжелательные взаимоотношения развиваются у детей через деятельность детей через общение друг с другом. Также в работах отмечается важность того, что педагоги должны поддерживать комфортную психологическую обстановку и создание поучительных ситуаций, позволяющих накапливать опыт взаимоотношений [6; 7].
Многие исследователи по-разному раскрывают структуру и проявления доброжелательных взаимоотношений, а также средства развития доброжелательных взаимоотношений (см. таб. 2), в связи с этим рассмотрим эти аспекты подробнее.
Таблица 2
Структура доброжелательных взаимоотношений
Исследователь |
Структура доброжелательных взаимоотношений |
Проявление доброжелательных взаимоотношений |
Средства развития доброжелательных взаимоотношений |
||||||||
Гуманистический характер |
Признание прав друг друга и подчинение правилам |
Отрицательное оценивание своих «плохих» поступков |
Проявление позитивных эмоций в поступках |
Увлеченность детей друг другом |
Вежливость при общении |
Отзывчивость на радость и огорчения сверстников |
Оказание посильной помощи |
Благоприятная, положительная атмосфера |
Коммуникативные способности |
Способы разрешать конфликты |
|
Т.И. Бабаева |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Ю. Василькина |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
О.М. Гостюхина |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
Т.И. Ерофеева |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
О.Н. Ефимова |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
Я.Л. Коломинский |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
М.И. Лисина |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
А.А. Неверова |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
А.А. Рояк |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
Н. Царенко |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
С.Г. Якобсон |
|
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
Общее число выборов |
2 |
7 |
4 |
6 |
4 |
3 |
8 |
3 |
4 |
3 |
2 |
Таким образом, в структуру доброжелательных взаимоотношений большинство исследователей (семь исследователей из одиннадцати) относят – принятие равных прав сверстников и общих правил и положительно-эмоциональная направленность поведения (шесть исследователей из одиннадцати). Что касается проявлений доброжелательных взаимоотношений, то восемь исследователей из одиннадцати относят к ним – отзывчивость на радость и огорчения сверстников. Как оказалось, не все исследователи в своих работах рассматривают средства развития доброжелательных взаимоотношений, но у четырех исследователей в качестве средства рассматривается благоприятная, положительная атмосфера, кроме этого три исследователя относят к средству – развитые коммуникативные навыки и два исследователя – знание способов разрешения конфликтов [6;7;8;9].
Во многих исследованиях отмечается важность аспекта развития доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста, но в изученной нами литературе нет общепринятого определения понятия «доброжелательные взаимоотношения», поэтому мы попытались дать его авторское понимание.
Доброжелательное взаимоотношение – это позитивное отношение детей друг к другу, которое предполагает открытость ребенка к окружающим его людям, а также оказание помощи другим детям, даже если их взгляды, мнения и интересы отличаются от его собственных. Доброжелательное взаимоотношение также отражается на развитии чувства эмоциональной привязанности между детьми, вызывая сочувствие и сопереживание детей друг к другу.
Мы полагаем, что важным звеном в развитии доброжелательных взаимоотношений детей со сверстниками является содержательное общение. Дети старшего дошкольного возраста постоянно общаются в разных видах деятельности, но чаще всего общение и взаимодействие происходит в игре.
На современном этапе, помимо игр в работе с детьми все большую популярность приобретает тренинг. О.Н. Истратова отмечает, что существует глубокая связь между тренингами и детскими играми. Общими чертами между ними являются: установка педагога, правила, характер соперничества, неожиданность результата, важность участия над окончанием игры, но и большой психологический смысл созидательного проживания, ведущий к получению и накоплению опыта [10].
Г.К. Селевко рассматривает тренинг, как психологическое занятие, проводимое с группой людей, под руководством тренера, в ходе которого осуществляется отработка личностных навыков, направленное на понимание себя и других [11]. В классификацию тренингов входят тренинговые игры, которые включают в себя совокупность:
- ситуационно-ролевые – представляют собой разыгрывание этюдов с разнообразными ролями, иногда с диагностическим значением;
- дидактические – позволяет решить обучающую задачу повышения уровня социально-психологической компетенции;
- творческие – позволяют развить творческую коммуникацию;
- организационно-деятельностные – позволяют участникам выйти за пределы своих представлений о своих умениях;
- деловые – позволяют развить трудовые навыки и умения;
- имитационные – позволяют проиграть (отработать) какие-либо действия в ситуации, отличающейся от реальной [12].
В настоящее время понятие «тренинг», его организация и проведение раскрыты очень подробно, но «тренинговые игры», как один из методов в тренинге, включающие ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, имитационные игры - изучены недостаточно. Исходя из определений понятия «тренинг» мы попытались раскрыть и охарактеризовать понятие «тренинговая игра».
Тренинговые игры – специально организованные интерактивные игры, проводимые в комфортных, благоприятных условиях, способствующие открытию ее участников друг другу, установлению доброжелательных отношений между ними, благодаря наличию ритуалов приветствия и прощания, отработки различных техник общения и разрешения конфликтов, а также наличию традиций разработанных совместно детьми, объединенными в малые подгруппы с постоянным составом.
Тренинговая игра предоставляет возможность создания комфортного, благоприятного психологического фона, атмосферы раскрепощенности и безопасности. Эти возможности в совокупности со специально организованными педагогическими ситуациями, могут благоприятно влиять на развитие доброжелательных взаимоотношений.
Правильная организация тренинговых игр станет полноценным средством развития доброжелательных отношений. В связи с этим руководителям детских коллективов важно рассмотреть возможность применения тренинговой игры в развитии доброжелательных взаимоотношений детей дошкольного возраста. Поэтому возникает вопрос о том, какие педагогические условия необходимо создавать для плодотворной работы с детьми посредством тренинговых игр для развития доброжелательных взаимоотношений. Раскроем их в таблице 3.
Таблица 3
Педагогические условия организации тренинговых игр
№ |
Педагогические условия организации тренинговых игр |
Исследователи |
Количество выборов |
||||||||
В.С. Агеев |
Е.В. Белинская |
И.В. Вачков |
Т.С. Гуляева |
Ю.Н. Емельянов |
О.Н. Истратова |
Р.Р. Калинина |
Е.И. Николаева |
ГК. Селевко
|
|||
Проводить тренинговые игры начиная со старшего дошкольного возраста |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
2 |
|
Системность, регулярность |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
4 |
|
Наличие постоянной группы (от 7 до 9 человек) |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
7 |
|
Правильная пространственная организация |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
5 |
|
Разнообразие пособий, оборудования |
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
4 |
|
Взрослый – непосредственный участник игры |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
4 |
|
Получение обратной связи |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
|
Выработка единых ритуалов: приветствие, прощание и др. |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
5 |
|
Климат психологической безопасности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
|
Оказание помощи в установлении взаимоотношений, исключая возникновение «отверженных» детей |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
4 |
|
Вовлечение всех детей группы в игры |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
6 |
|
Соблюдение принципов групповой работы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
|
Тренинговые игры должны удовлетворять необходимость ребенка в общении, взаимодействии и проявлении чувств, эмоций социально-приемлемыми способами |
|
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
5 |
|
Содержание тренинговых игр должно быть направленно на знакомство с новыми способами поведения, а также применения их на практике |
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
4 |
|
Педагог должен исключить порицания и навязывания своей субъективной позиции |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
|
Объективность оценки |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
4 |
|
Тренинговые игры должны познакомить с правилами общения в группе |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
3 |
|
Тренинговые игры должны давать возможность детям воспользоваться своими знаниями о дружбе, о правилах общения, о взаимопомощи |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
3 |
Таким образом, из количества выбранных большинством исследователей педагогических условий, для плодотворной работы с детьми, необходимо придерживаться следующих: создание условий для эффективной обратной связи; организация комфортного эмоционального фона в группе; соблюдение ряда принципов групповой работы; избегать порицаний и навязывания своей субъективной позиции со стороны всех членов тренинговых игр; наличие постоянной группы (от 7 до 9 человек); вовлечение в деятельность всех детей тренинговой группы; правильная пространственная организация; выработка единых ритуалов: приветствие и прощание; удовлетворение потребности ребенка в общении и проявлении чувств, эмоций [1;8;10;11;12;13].
В заключении хочется отметить, что тренинговая игра является средством всестороннего воспитания и развития детей, в том числе и развития доброжелательных взаимоотношений. Основная особенность тренинговой игры это то, что она представляет собой проекцию мира вокруг ребенка, событий, взаимоотношений людей, позволяя пополнить детский опыт, а затем пользоваться полученными и отработанными навыками в повседневной жизни. В тренинговых играх у ребенка есть возможность сравнить себя с другими детьми, противопоставить себя сверстнику, что переходит во внутренние переживания ребенка. Все это дает возможность развить доброжелательные взаимоотношения между детьми.