Полный текст статьи
Печать

Как известно, дошкольное детство – важный период в развитии детей. Этот период дает множество преимуществ в формировании личности, социализации, а также социально-коммуникативного развития.

В дошкольной образовательной организации дети получают опыт по установлению взаимоотношений со сверстниками детьми младшего и старшего возраста, и взрослыми. Например, очень часто в отношениях между детьми появляются обиды и конфликты, в результате чего есть вероятность изменения социального статуса ребенка и изменения системы отношений со сверстниками в целом, что оказывает влияние на развитие его личности, а также на изменения положения ребенка в группе. Именно поэтому среди детей появляются «звезды», «принятые», «отверженные». Следовательно, важным вопросом становится развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста [1].

На современном этапе задача развития доброжелательных взаимоотношений рассматривается в рамках социально-коммуникативного развития Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Например, в стандарте отмечается такое психолого-педагогическое условие: педагоги должны уделять внимание формированию положительного и доброжелательного отношения между детьми, а также взаимодействию детей в разных видах деятельности. Можно  утверждать из этой формулировки, что изучаемая нами проблема развития доброжелательных взаимоотношений у детей является актуальной и рассматривается на уровне обязательных требований к дошкольному образованию [2]. На основании вышесказанного, считаем важным проанализировать программы дошкольного образования и проследить отраженные в них пункты продиктованные требованиями дошкольного образования, которые относятся к проблеме нашего исследования.

Большинство детских садов г. Кирова работают по программам: «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» (Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.); «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева); «Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада» (Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва). Проанализируем образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», представленную в каждой из вышеназванных программ, а в качестве критериев для анализа мы выделили: цель, задачи, содержание работы по социально-коммуникативному развитию с детьми 5–6 лет, с детьми 6–7 (8) лет, методы, приемы и средства. В таблице 1 представлен анализ программ дошкольного образования [3;4;5]. 

Таблица 1

Анализ программ дошкольного образования 

Критерии

Общие и различные черты анализируемых программ

Общее

Различие

Цели

В программах «От рождения до школы», «Радуга» и «Детство» создаваемые условия в группе должны быть равными для всех воспитанников

В программах «Детство» и «От рождения до школы» в качестве цели выделяют воспитание гуманного отношения к окружающим.

В программе «От рождения до школы» акцент делается на развитие доброжелательных отношений, в программе «Детство» – на позитивную социализацию, а в «Радуге» на комфортно развивающееся сообщество детей

Задачи

В программах «Детство» и «Радуга» выделяется задача по воспитанию доброжелательных взаимоотношений у детей.

В программах «Детство» и «От рождения до школы» общие задачи по формированию опыта сотрудничества со взрослыми и сверстниками и воспитания моральных и нравственных качеств

В программе «Радуга» выделяется задача по созданию позитивной атмосферы в группе через организацию добрых традиций: праздников, досугов и пр.

В программе «Детство» отмечается гуманистическая направленность, а в программе «От рождения до школы» - усвоение норм и ценностей»

Содержание

В программах «Детство» и «От рождения до школы» разное содержание  для детей 5–6 и 6–7 лет; Кроме того, в содержании реализуют задачи по формированию нравственных качеств и умению договариваться.

В программах «Детство» и «Радуга» для детей 5–6 лет выделяется формирование доброжелательных взаимоотношений, для детей 6–7 лет задачи решаются при поддержке педагога воспитанников.

Общее для всех программ – развитие совместной деятельности, оценивание каждого члена группы и себя.

В программе «Радуга» общее содержание для детей 5–6 и 6–7 лет, а акцент делается на формирование умения принимать критику.

В программе «От рождения до школы» акцент на формирование качеств: скромность, сочувствие, отзывчивость и пр.

 

Итак, в анализируемых нами программах «Радуга», «От рождения до школы», «Детство» отмечается важность развития доброжелательных взаимоотношений, а именно: необходимость поддержания атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к людям; формирования уважительного отношения к старшим; развитие дружеских отношений со сверстниками, формирование заботливого отношения к младшим детям. Большое внимание уделяется решению задачи развития доброжелательных взаимоотношений в работах таких исследователей как: Т.Н. Бабаева, Я.Л. Коломинский и др. В этих исследованиях делается акцент на то, что доброжелательные взаимоотношения развиваются у детей через деятельность детей через общение друг с другом. Также в работах отмечается важность того, что педагоги должны поддерживать комфортную психологическую обстановку и создание поучительных ситуаций, позволяющих накапливать опыт взаимоотношений [6; 7].

Многие исследователи по-разному раскрывают структуру и проявления доброжелательных взаимоотношений, а также средства развития доброжелательных взаимоотношений (см. таб. 2), в связи с этим рассмотрим эти аспекты подробнее. 

Таблица 2

Структура доброжелательных взаимоотношений 

Исследователь

Структура доброжелательных взаимоотношений

Проявление доброжелательных взаимоотношений

Средства развития доброжелательных взаимоотношений

Гуманистический характер

Признание прав друг друга и подчинение правилам

Отрицательное оценивание своих «плохих» поступков

Проявление позитивных эмоций в поступках

Увлеченность детей  друг  другом

Вежливость при общении

Отзывчивость на радость и огорчения сверстников

Оказание посильной помощи

Благоприятная, положительная атмосфера

Коммуникативные способности

Способы разрешать конфликты

Т.И. Бабаева

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

 

Ю. Василькина

+

 

+

 

+

 

+

+

+

+

 

О.М. Гостюхина

 

+

+

+

 

 

+

 

 

 

+

Т.И. Ерофеева

 

+

 

+

 

 

+

 

+

 

 

О.Н. Ефимова

 

+

 

+

 

 

+

 

 

 

 

Я.Л. Коломинский

 

+

 

 

+

+

+

+

 

 

 

М.И. Лисина

+

 

+

+

 

+

 

 

 

+

 

А.А. Неверова

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

А.А. Рояк

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

 

Н. Царенко

 

+

 

 

 

 

+

 

+

+

 

С.Г. Якобсон

 

+

 

+

+

 

+

 

 

 

 

Общее число выборов

2

7

4

6

4

3

8

3

4

3

2

 

Таким образом, в структуру доброжелательных взаимоотношений большинство исследователей (семь исследователей из одиннадцати) относят – принятие равных прав сверстников и общих правил и положительно-эмоциональная направленность поведения (шесть исследователей из одиннадцати). Что касается проявлений доброжелательных взаимоотношений, то восемь исследователей из одиннадцати относят к ним – отзывчивость на радость и огорчения сверстников. Как оказалось, не все исследователи в своих работах рассматривают средства развития доброжелательных взаимоотношений, но у четырех исследователей в качестве средства рассматривается благоприятная, положительная атмосфера, кроме этого три исследователя относят к средству – развитые коммуникативные навыки и два исследователя – знание способов разрешения конфликтов [6;7;8;9].

Во многих исследованиях отмечается важность аспекта развития доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста, но в изученной нами литературе нет общепринятого определения понятия «доброжелательные взаимоотношения», поэтому мы попытались дать его авторское понимание.

Доброжелательное взаимоотношение – это позитивное отношение детей друг к другу, которое предполагает открытость ребенка к окружающим его людям, а также оказание помощи другим детям, даже если их взгляды, мнения и интересы отличаются от его собственных. Доброжелательное взаимоотношение также отражается на развитии чувства эмоциональной привязанности между детьми, вызывая сочувствие и сопереживание детей друг к другу.

Мы полагаем, что важным звеном в развитии доброжелательных взаимоотношений детей со сверстниками является содержательное общение. Дети старшего дошкольного возраста постоянно общаются в разных видах деятельности, но чаще всего общение и взаимодействие происходит в игре.

На современном этапе, помимо игр в работе с детьми все большую популярность приобретает тренинг. О.Н. Истратова отмечает, что существует глубокая связь между тренингами и детскими играми. Общими чертами между ними являются: установка педагога, правила, характер соперничества, неожиданность результата, важность участия над окончанием игры, но и большой психологический смысл созидательного проживания, ведущий к получению и накоплению опыта [10].

Г.К. Селевко рассматривает тренинг, как психологическое занятие, проводимое с группой людей, под руководством тренера, в ходе которого осуществляется отработка личностных навыков, направленное на понимание себя и других [11]. В классификацию тренингов входят тренинговые игры, которые включают в себя совокупность:

-                        ситуационно-ролевые – представляют собой разыгрывание этюдов с разнообразными ролями, иногда с диагностическим значением;

-                        дидактические – позволяет решить обучающую задачу повышения уровня социально-психологической компетенции;

-                        творческие – позволяют развить творческую коммуникацию;

-                        организационно-деятельностные – позволяют участникам выйти за пределы своих представлений о своих умениях;

-                        деловые – позволяют развить трудовые навыки и умения;

-                        имитационные – позволяют проиграть (отработать) какие-либо действия в ситуации, отличающейся от реальной [12].

В настоящее время понятие «тренинг», его организация и проведение раскрыты очень подробно, но «тренинговые игры», как один из методов в тренинге, включающие ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, имитационные игры - изучены недостаточно. Исходя из определений понятия «тренинг» мы попытались раскрыть и охарактеризовать понятие «тренинговая игра».

Тренинговые игры – специально организованные интерактивные игры, проводимые в комфортных, благоприятных условиях, способствующие открытию ее участников друг другу, установлению доброжелательных отношений между ними, благодаря наличию ритуалов приветствия и прощания, отработки различных техник общения и разрешения конфликтов, а также наличию традиций разработанных совместно детьми, объединенными в малые подгруппы с постоянным составом.

Тренинговая игра предоставляет возможность создания комфортного, благоприятного психологического фона, атмосферы раскрепощенности и безопасности. Эти возможности в совокупности со специально организованными педагогическими ситуациями, могут благоприятно влиять на развитие доброжелательных взаимоотношений.

Правильная организация тренинговых игр станет полноценным средством развития доброжелательных отношений. В связи с этим руководителям детских коллективов важно рассмотреть возможность применения тренинговой игры в развитии доброжелательных взаимоотношений детей дошкольного возраста. Поэтому возникает вопрос о том, какие педагогические условия необходимо создавать для плодотворной работы с детьми посредством тренинговых игр для развития доброжелательных взаимоотношений. Раскроем их в таблице 3. 

Таблица 3

Педагогические условия организации тренинговых игр 

Педагогические условия организации тренинговых игр

Исследователи

Количество выборов

В.С. Агеев

Е.В. Белинская

И.В. Вачков

Т.С. Гуляева

Ю.Н. Емельянов

О.Н. Истратова

Р.Р. Калинина

Е.И. Николаева

ГК. Селевко

 

  1.  

Проводить тренинговые игры начиная со старшего дошкольного возраста

 

+

 

 

 

 

+

 

 

2

  1.  

Системность, регулярность

+

 

 

+

+

 

+

 

 

4

  1.  

Наличие постоянной группы (от 7 до 9 человек)

+

+

 

+

+

+

 

+

+

7

  1.  

Правильная пространственная организация

+

+

+

+

+

 

 

 

 

5

  1.  

Разнообразие пособий, оборудования

 

 

 

+

 

+

+

+

 

4

  1.  

Взрослый – непосредственный участник игры

 

+

 

+

 

 

+

+

 

4

  1.  

Получение обратной связи

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

  1.  

Выработка единых ритуалов: приветствие, прощание и др.

 

+

 

+

 

+

+

+

 

5

  1.  

Климат психологической безопасности

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

  1.  

Оказание помощи в установлении взаимоотношений, исключая возникновение «отверженных» детей

 

+

 

+

 

 

+

+

 

4

  1.  

Вовлечение всех детей группы в игры

 

+

+

+

 

 

+

+

+

6

  1.  

Соблюдение принципов групповой работы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

  1.  

Тренинговые игры должны удовлетворять необходимость ребенка в общении, взаимодействии и проявлении чувств, эмоций социально-приемлемыми способами

 

+

 

+

+

 

+

+

 

5

  1.  

Содержание тренинговых игр должно быть направленно на знакомство с новыми способами поведения, а также применения их на практике

 

+

+

 

 

 

+

+

 

4

  1.  

Педагог должен исключить порицания и навязывания своей субъективной позиции

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

  1.  

Объективность оценки

 

+

+

+

 

 

+

 

 

4

  1.  

Тренинговые игры должны познакомить с правилами общения в группе

 

+

 

+

 

 

+

 

 

3

  1.  

Тренинговые игры должны давать возможность детям воспользоваться своими знаниями о дружбе, о правилах общения, о взаимопомощи

 

+

 

+

 

 

+

 

 

3

 

Таким образом, из количества выбранных большинством исследователей педагогических условий, для плодотворной работы с детьми, необходимо придерживаться следующих: создание условий для эффективной обратной связи; организация комфортного эмоционального фона в группе; соблюдение ряда принципов групповой работы; избегать порицаний и навязывания своей субъективной позиции со стороны всех членов тренинговых игр; наличие постоянной группы (от 7 до 9 человек); вовлечение в деятельность всех детей тренинговой группы; правильная пространственная организация; выработка единых ритуалов: приветствие и прощание; удовлетворение потребности ребенка в общении и проявлении чувств, эмоций [1;8;10;11;12;13].

В заключении хочется отметить, что тренинговая игра является средством всестороннего воспитания и развития детей, в том числе и развития доброжелательных взаимоотношений. Основная особенность тренинговой игры это то, что она представляет собой проекцию мира вокруг ребенка, событий, взаимоотношений людей, позволяя пополнить детский опыт, а затем пользоваться полученными и отработанными навыками в повседневной жизни. В тренинговых играх у ребенка есть возможность сравнить себя с другими детьми, противопоставить себя сверстнику, что переходит во внутренние переживания ребенка. Все это дает возможность развить доброжелательные взаимоотношения между детьми.