Полный текст статьи
Печать

Социальный заказ на результаты профессиональной подготовки юристов всегда был окрашен высокими требованиями к нравственной зрелости юриста. В условиях развития гражданского общества и усиления гражданской активности всех категорий населения, включая пенсионеров, частью этого заказа становится способность юриста транслировать правовые нормы адресно, с учетом субъективных потребностей граждан, меры их осведомленности в юридических вопросах и уровня правовой культуры. Вместе с тем, юридические вузы недостаточно последовательны в постановке социально значимых целей обучения юристов и не уделяют должного внимания формированию у них навыков взаимодействия с различными категориями граждан. Складывается противоречие между потребностью общества в юристах, компетентных в области педагогической деятельности, и не соответствующим этой потребности уровнем педагогических компетенций будущих юристов, сформированных за период обучения в вузе.

Новизна предпринятого нами исследования заключается в том, что средством формирования педагогических компетенций будущих юристов мы обосновали их вовлечение в практику по правовому просвещению граждан пожилого возраста. Соответствующий процесс мы рассмотрели в рамках региональной политики по реализации «Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 г.» и с учетом этого провели апробацию модели формирования педагогических компетенций будущих юристов средствами правового просвещения граждан пожилого возраста. Предлагаемая нами модель разрабатывалась с учетом действующих требований федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) высшего юридического образования. Прежде всего, требований к видам и содержанию практик. В частности, с требованиями ФГОС высшего юридического образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, (квалификация «Бакалавр», квалификация «Магистр»), где практика рассматривалась одним из инструментов индивидуализации образовательного процесса и реализации компетентностной модели подготовки специалистов [ФГОС ВПО 030900 Юриспруденция (квалификация «Магистр»), п. 7.10, 7.14].

Понимая, что в обозримой для сроков нашего исследования перспективе действующие ФГОС высшего юридического образования утратят свою юридическую силу в связи с внедрением нового поколения стандартов. Чтобы избежать возможных коллизий в обосновании ключевых положений нашего исследования, мы обратились к новым стандартам и также рассмотрели их с позиций требований, предъявляемых к практикам будущих юристов. Прежде всего, мы изучили проект ФГОС высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция по уровню магистратуры. Было установлено, что каких-либо принципиальных изменений, которые в корне повлияли бы на логику нашего исследования, в проекте нового стандарта нет. Проект сохраняет педагогическую деятельность как один из видов профессиональной деятельности юриста и утверждает в ее составе следующие профессиональные компетенции будущих юристов:

- способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15) [1, п. 5.4.).

В проекте стандарта по уровню магистратуры практики определены как элемент вариативной части основной образовательной программы. Непосредственно производственная практика предусматривает практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и научно-исследовательскую работу. Закреплена возможность организовывать производственную практику как стационарно, так и на выезде [1, п. 6.2,) Отмечена возможность вуза вводить при реализации программ иные типы практик, дополнительно к установленным ФГОС [1, п. 6.) В уже принятом стандарте по уровню бакалавриата использованы аналогичные подходы: стандарт предписывает выбирать типы практик в зависимости от вида деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата [2, п. 6.7].

Разрешая указанное противоречие, мы предлагаем актуальный комплекс условий, в основу которого положена идея рассмотрения правового просвещения граждан пожилого возраста как особого вида социальных практик будущих юристов, встроенных в содержание основных образовательных программ по направлению подготовки. Под условиями мы понимаем целенаправленно создаваемые обстоятельства и ресурсы, которые обеспечивают эффективность процессов и выступают гарантом достижения его планируемых результатов. Указанное понимание категории «условия» мы строим на ряде научных положений. В частности, на трактовке условий как «обстановке, в которой то или иное явление или процесс возникают, существуют и развиваются» [3, с. 474]. Мысль об условиях как обстановке протекания процессов мы связываем с факторами образовательной среды в достижении обучающимися планируемых образовательных результатов. Саму образовательную среду мы рассматриваем в широком - внешняя среда, и узком - локальная среда вуза, смыслах. С ссылкой на Ю.С. Мануйлова, мы говорим о трофике образовательной среды как «морфологии возможностей», которые выявляются «исключительно в актах многоканального взаимодействия индивидуума со средой» [4, с. 79].

Вслед за Е.А. Климовым, мы подчеркиваем значимость образовательной среды в становлении профессиональных качеств выпускников вузов и разделяем доводы ученого о том, что убеждения, идеалы, отношения к разным сторонам мира, самооценка, самосознание будущего профессионала «характеризуются общественной обусловленностью и создаются за счет общественной среды образования» [5, с. 15].

Поскольку проектируемые изменения образовательной среды не могут не сопровождаться изменениями в содержании и результатах образовательной деятельности, то условия мы рассматриваем как эмпирические наблюдаемые обстоятельства, поддающиеся измерению и оценке. Учитывая сказанное, мы полагаем, что формирование педагогических компетенций будущих юристов в процессе правового просвещения граждан пожилого возраста будет эффективным, если:

1) в основной образовательной программе по направлению подготовки будут выделены задачи гражданского воспитания будущих юристов как инструмента достижения компетентностного формата образовательных результатов;

2) правовое просвещение граждан пожилого возраста будет организовано в рамках прохождения будущими юристами производственной практики на базе или с привлечением ресурсов партнерских организаций, курирующих социальную работу с пожилыми людьми;

3) будет обеспечено информационное и консультационное сопровождение студентов и подготовит кураторов производственной практики к модерированию, контролю и анализу результатов обозначенного процесса.

 В этой связи, правовое просвещение граждан пожилого возраста есть особый вид социальной практики будущих юристов, центрированный на задаче формирования у них навыков педагогического взаимодействия, педагогической рефлексии и прочих компетенций, важных для выполнения педагогической деятельности. Будучи интегрированной в систему гражданского воспитания будущих юристов, практика по правовому просвещению пожилых людей дает студентам возможность осознания высоких мотивов гражданского служения не столько на уровне идеологическом, сколько на уровне субъективно значимой пользы. Выступая носителями правового знания, будущие юристы одновременно функционируют и как носители способов освоения этого знания. Именно это обязывает будущих юристов осваивать и оттачивать навыки взаимодействия с теми, для кого такое знание может быть доступно только при посредничестве человека со специальным юридическим образованием. Юридическое и педагогическое начало правового просвещения мы считаем взаимодополняющим характеристиками правового просвещения.

Сопоставление действующих и новых ФГОС высшего юридического образования подтвердило правомерность наших аргументов в части качества программ практик, входящих в основную образовательную программу по направлению подготовки. В отношении педагогических компетенций будущих юристов целью практики мы видели формирование навыков, которые являются залогом мобильности юриста в вопросах истолкования и применения правовой нормы. Чем глубже юрист проникается субъектными факторами правовых коллизий, тем больший вклад он может внести в развитие правовой культуры среди населения. Другими словами, гражданский долг профессионального юриста – транслировать правовую норму, развивать правосознание граждан и разъяснять им отдельные правоприменительными техниками, должен базировать на вполне конкретном опыте, полученном за период обучения в вузе.