Полный текст статьи
Печать

Среди самых известных процессов, проявляющихся у человека, большой интерес вызывает свойство психики, направленное на создание различных образов в сознании – воображение. Воображение, безусловно, разнообразно и, в большинстве случаев, строится на основе уже имеющегося опыта. Однако педагогам важен факт развития у обучающихся уникального творческого воображения, способного дать наиболее глубокое представление о мире. 

Современная школа каждый год получает запрос на образование нового поколения, как со стороны родителей, так и со стороны государства. По окончанию школы, страна хочет видеть детей не только владеющих информацией из основных областей знаний, но и умеющих творчески мыслить. Поэтому уже младшее школьное звено должно развивать творческих и активных детей.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является одной из главных составляющей любой формы деятельности ребенка, направленной на получение чего-то нового, ранее неизвестного. Кроме того, творческое воображение – неотъемлемый компонент и развития ребёнка как личности.

На основе анализа работ психологов [1; 3] творческое воображение понимается как способность человека создавать новые образы без опоры на уже имеющиеся, причём, образы создаются при помощи различных приёмов, таких как:

 

  • типизация (специфическое обобщение);
  • комбинирование (выбор, подбор и объединение определенных черт в конкретную логическую схему);
  • акцентирование (выделение определенных черт с целью их преувеличения/преуменьшения);
  • реконструкция («примысливание» образа через часть);
  • агглютинация (соединение неподходящих друг к другу черт);
  • гиперболизация (глобальное преувеличение);
  • расчленение (разъединение частей);
  • замещение (замена элементов другими);
  • аналогия (создание нового по аналогии) [1, 3].

 

Конечно, образование абсолютно нового детям даётся крайне тяжело, поэтому педагогу необходимо оказывать помощь, создавая «плодотворную почву» для творчества, то есть акцентировать внимание на развитие творческого воображения. Для этого учитель должен обладать следующими умениями и способностями:

 

  • умение организовывать психологически комфортный климат в классе, применение эмоциональных разрядок;
  • умение регулировать стиль педагогического общения учителя с учащимися;
  • умение реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
  • способность психоэмоционального переключения;
  • стремление к развитию и совершенствованию, возможность инновационной деятельности учителя. 

 

Для развития творческого воображения третьеклассников учитель может использовать различные методы работы и виды деятельности. Одним из эффективных способов развития творческого воображения считается инсценирование сказок на уроках литературного чтения [2].

Само по себе инсценирование, как одна из форм творческой работы по литературному чтению, предполагает воплощение художественного текста с помощью действий. Этот вид деятельности требует от детей умения красиво и грамотно пользоваться речью, умения двигаться и общаться на сцене, воплощаться в образ литературного героя, верить в условность, а также ряда общих психических качеств личности: памяти, внимания, воображения, коммуникативности. Однако для того, чтобы процесс развития творческого воображения в процессе инсценирования давал результат, необходимо определиться с тем материалом, на основе которого эта форма работы была бы результативной. На наш взгляд, сказки как один из жанров литературного творчества наиболее подходят для работы в данном направлении, поскольку вызывают наибольший интерес у младших школьников, доступны возрасту и дают возможность для фантазирования и творчества. Кроме того, работа над инсценированием включает в себя этап создания костюмов, однако дети младшего школьного возраста самостоятельно способны создать лишь небольшую его часть. В связи с этим, предлается использование шапочкового театра, предполагающего создание школьниками головных уборов-шапочек с изображением нужного персонажа. Мы считаем, что именно шапочковый театр наиболее рационально включать в работу над созданием инсценирования сказок. 

Для проведения педагогического эксперимента нами были разработаны и проверены на практике следующие приёмы развития творческого воображения третьеклассников в процессе инсценирования сказок на уроках литературного чтения (посредством шапочкового театра):

  1. Прием «Читаем вместе» (чтение по ролям, когда дети выбираются на роль главных героев (например, на примере русской народной сказки «Царевна-Лягушка» главными героями будут: автор, царь, Иван-царевич, братья, лягушка – Василиса Премудрая), которым необходимо прочитать предложенный из сказки отрывок по ролям, как можно точнее показав характер героев. Характер героев детям помогает раскрыть их голос, темп и тембр речи, громкость и другие голосовые изменения.).
  2. Прием «Ребёнок-взрослый»(перевоплощение в автора (например, при изучении сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» ‑ в В.М. Гаршина) и рассказать о себе и истории создания данной сказки, в помощь учащимся даётся текст-подсказка, на который они опираются в своем рассказе. Учащийся старается не только передать предложенную учителем информацию классу, но и «вжиться» в предложенную ему роль, то есть создать нужный образ посредством голоса, движений, мимики и т.п. Однако данный прием рационально использовать несколько раз, чтобы дети смогли увидеть разницу, а также найти положительные и отрицательные стороны каждого из детей-авторов).
  3. Прием «Я из сказки» (перевоплощение детей в роль персонажа сказки (например, «Сивка-бурка»). Ребенку необходимо, не называя своего героя, кратко рассказать и показать сюжет происходящих внутри сказки событий. В процессе данного приема и предложенной сказки дети перевоплощаются в царя, Ивана, братьев Ивана, Царевну, Сивку-бурку. Таким образом, детям с помощью проявления своих творческих способностей важно отразить положительные и отрицательные стороны героев, показать отношение героев между собой, а также отношение к ним автора).
  4. Прием «Сценически-игровые упражнения» (упражнения помогают осмыслить в атмосферу театра. Дети знают, что ни одно театральное представление не проходит без подготовки актёров к театральной деятельности, а также без репетиций. Поэтому в рамках данного приёма дети могли начать свой путь в мир творчества через задания, подготавливающие их к этой деятельности. Так, третьеклассникам даются такие задания:
  • «покажи эмоцию без слов» (необходимо показать эмоции без использования слов: сначала разрешается выполнять упражнение только с помощью мимики, далее к мимике подключаются жесты: учащиеся показывают такие эмоции, как радость, любовь, благодарность, стыд, удивление, гнев, страх, обида, безразличие. Лучше всего детям удалось показать ярко выраженные эмоции, такие как радость, гнев, обида. Небольшое затруднение у некоторых из детей вызвали такие эмоции, как любовь, благодарность, стыд, удивление, страх. Самой сложной для показа оказалась эмоция безразличия. Однако, используя метод проб и ошибок, учащимся удалось её изобразить. Кроме того, на первом занятии с данным сценическим упражнением, возможно использовать подсказки  виде иллюстраций с эмоциями человека, в дальнейшем – работа осуществляется без помощи картинок);
  • «представь, что ты очутился…» (даётся задание стать героями сказки (например, Ш. Перро «Красная шапочка»), после чего учитель предлагает детям сменить предлагаемые обстоятельства на: необитаемый остров; конец XXI в.; V век до н.э.). Учащимся необходимо показать, как будут чувствовать и вести себя их герои в абсолютно другом времени и месте, в чём будет заключаться различие. После того, как представление закончится, происходит анализ, в рамках которого обсуждается, почему ребёнок-актёр повел себя определенным образом, чем это обусловлено. В конце упражнения учащиеся совместно с учителем пытаются аргументировать, в каких условиях должен существовать тот или иной персонаж сказки).
  1. Прием «Стань актёром театра»(в рамках предложенного приёма учащиеся, выполнив предварительную работу по заучиванию текста сказки, над выразительностью, мимикой, жестами, движениями, по подготовке костюмов (шапочкового театра), декораций, представляют инсценировку сказки перед зрителями. Данная подготовка осуществляется на протяжении нескольких уроков).

Стоит отметить, что в ходе эксперимента по проверке эффективности представленных приёмов от урока к уроку прослеживалась положительная динамика в развитии творческого воображения учащихся, что проявлялось в интересе детей к занятию, вариативности предлагаемых ими подходов к инсценировке, изготавливаемых костюмах, декорациях, а также употреблением в речи новых слов, подкрепленных мимикой, жестами. Результаты работы над развитием творческого воображение представлены в Диаграмме 1 и 2.

 

Диаграмма 1 – уровень развития творческого воображения учащихся 3 «Б» - экспериментального класса и 3 «В» - контрольного класса без использования приёмов 

Диаграмма 2 – уровень развития творческого воображения учащихся 3 «Б» - экспериментального класса и 3 «В» - контрольного класса после использования приёмов

Таким образом, развитие творческого воображения детей требует специальной работы учителя и внимания родителей. Анализ программ начальной школы показал, что заданий на развитие творческого воображения в них недостаточно, их необходимо совершенствовать, индивидуализировать. Использование приёмов инсценирования, охарактеризованных в статье, может способствовать как развитию творческого воображения и способностей обучающихся, так и решению предметных задач образовательной области «Филология» в начальной школе.