Полный текст статьи
Печать

В современных условиях возрождается интерес к культуре и истории родного края. В первую очередь, это связано с восстановлением и возрождением нашего исторического и духовного наследия. Воспитание нравственности, духовности и гражданственности младших школьников невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Для того чтобы уважать, испытывать чувство гордости за свою Родину, ее надо узнать, изучить. В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что целью воспитательной деятельности является изучение истории и культуры родного края как средство нравственного становления личности; воспитание подрастающего поколения объявлено главным социальным и государственным приоритетом. Большое внимание предлагается уделять развитию интереса к русской народной культуре, культурным достояниям малой родины [9].

Проблемой познавательного интереса занимались С.Л. Рубинштейн [7], Г.И. Щукина [10], М. Ф. Беляев [1], А. Н. Леонтьев [6], М. А. Данилов [4] и многие педагоги и психологи. Так, психолог Г.И. Щукина раскрывает сущность познавательного интереса и говорит о том, что он выражается в виде нестандартного отношения человека к явлениям окружающей среды, а также в стремлении к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств – в нашем случае свойств объектов культуры [11].

Культура Вятского края включает в себя народные традиции, праздники, народные игры, песни и танцы, а также народные промыслы. Особенно богатые возможности для духовно–нравственного воспитания, развития патриотизма, трудолюбия, эстетического вкуса представляет изучение детьми Вятских народных промыслов [13].

Сохранение произведений декоративно-прикладного искусства, изучение народных промыслов, передача культуры определенно являются функциями музея. В музее дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои изделия. Постепенно формируется та основа, на которой впоследствии формируются эстетические и нравственные идеалы личности ребенка. Непосредственно соприкасаясь  с народным промыслом в музее, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.

Для достижения эффективности развития познавательного интереса к народным промыслам Вятского края можно привлекать различные средства музейной педагогики, а именно: музейные уроки, квесты, музейные игры, экскурсии.

Проблема исследования связана с недостаточной изученностью музейных форм и средств развития познавательного интереса учащихся четвертого класса к народным промыслам Вятского края. Учитывая, что  в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, считаем актуальным изучение музейного урока.

Цель исследования: выявление приемов  развития познавательного интереса четвероклассников к народным промыслам Вятского края на музейном уроке.

Теоретической основой выступили исследования в сфере этнопедагогики В.А. Сухомлинского [3] и Г.Н. Волкова [3], работы ученых о развитии познавательного интереса в начальной школе Г.И. Щукиной [11] и Л.И. Божович [2], идеи музейной педагогики Б. А. Столярова [8] и М.Ю. Юхневич [14].

На основе анализа психолого-педагогической литературы нам удалось выявить следующие признаки познавательного интереса:

1)        познавательный интерес выражен в стремлении к всестороннему, глубокому изучению, познанию существенных свойств;

2)        познавательная направленность человека носит избирательный характер;

3)        признаки подлинного познавательного интереса – это динамичность, поступательное движение, переход от явления к сущности, установление глубоких связей, то есть познавательный интерес носит интеллектуальный характер;

4)        познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием;

5)        характерная черта познавательного интереса – императивность: в ее основе лежит положение о том, что без принуждения невозможно приобщить знания, стимулы именно во внутреннем положительном расположении ученика к учению, в стремлении развивать познавательный интерес;

6)        главная особенность познавательного интереса - поисковый характер;

7)        познавательный интерес окрашивает эмоциями мыслительную, интеллектуальную деятельность;

8)        познавательный интерес раскрывается как мотив, как важное средство обучения;

9)        познавательный интерес обязательно связан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности;

10)     познавательный интерес - это интерес, не только полный мысли и чувств, это и интерес действия, и активный, целенаправленный поиск лучших путей в решении познавательной, а часто и практической задачи.

Кроме этого, проанализировав ФГОС НОО, а именно раздел «Требования к результатам освоения ООП», мы определили, что выпускник начальной школы должен любить свой народ, свой край и свою Родину. Учащийся четвертого класса проявляется как любознательная, активно и заинтересованно познающая мир личность, владеет основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

Главное в системе работы по развитию познавательного интереса четвероклассников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радости, познания. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности.

Для того чтобы сформировать интерес к народным промыслам Вятского края, необходимо выявить особенности и черты народных промыслов, которые ребята изучают в школе.

Известно, что народные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства. Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа [5].

Помимо этого, народным промыслом считается изготовление изделий (посуды, игрушек, одежды и др.) своими руками, то есть ручным способом. Вятский край – один их крупных центров народных промыслов России. Ведь в начале 20 века Вятская губерния занимала первое место в России по числу кустарей. Секретами ремесла овладевали в детстве, их бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение [13].

По сведениям краеведческих источников, в настоящее время в Кировской области развивается более 10 видов народных промыслов: глиняная дымковская игрушка, кружевоплетение, изделия из капа, лозоплетение, ткачество, резьба по дереву [13].

Изделия художественных промыслов можно увидеть в кировском музее «Вятские народные художественные промыслы», в ряде других музеев области, а также в художественных салонах.

Проанализировав историю народных промыслов Вятского края, мы заметили, что наиболее популярным народным промыслом является изготовление глиняной дымковской игрушки. Изучив ФГОС НОО, мы установили, что знакомство с народными промыслами в начальной школе встречается на таких предметах как литературное чтение, русский язык. Изучение и взаимодействие с народными промыслами в большей степени прослеживается на таких предметах как окружающий мир, изобразительное искусство, технология. Также знакомство с народными промыслами происходит и во внеурочной деятельности. По нашему мнению, учебно-методические комплекты начального общего образования «Школа России», «Гармония», «Планета знаний» и «Перспективная начальная школа» станут наиболее подходящими при изучении народных промыслов Вятского края. Кроме того, все рассмотренные нами программы дополнительного образования младших школьников могут быть адаптированы для изучения народных промыслов Вятского края, например, программа Е.А. Мельниковой, является «Методика изучения народных художественных промыслов в Детской школе искусств», программа дополнительного образования «Народные художественные промыслы», программа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», автором которой является Т.Я. Шпикалова.

К четвертому классу дети приобщаются к систематическому и регулярному посещению музея и к музейным формам обучения. На музейном занятии с учащимися четвертого класса необходимо предоставить им возможность внимательного, вдумчивого рассматривания, побуждать к высказыванию своих впечатлений, а также к диалогу об особенностях элементов художественного образа - цвета, композиции, фактуры. Сведения об искусстве общего характера должны опираться на непосредственное восприятие и подкрепляться зрительными и эмоциональными впечатлениями от конкретного зрительного образа [8].

Музейный урок имеет свои особенности. В отличие от обычного урока, на музейном уроке источником новой информации для учащихся является не только рассказ учителя, но и подлинные памятники истории и культуры, представленные в экспозиции, а так же информация, хранящаяся в музее.

Целью данного урока становится освоение учебного материала при максимальном использовании музейных ресурсов.

Музейная среда не только стимулирует познавательные интересы учащихся четвертого класса, но и способствует развитию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, а наличие аутентичных музейных предметов побуждает к самостоятельному поиску информации, то есть формирует познавательные УУД [8]. 

К преобладающим музейно-педагогическим методам, которые можно использовать на уроке по изучению народных промыслов, относятся:

1)    повествовательный,

2)    вопросно-ответный,

3)    метод сравнения,

4)    контраста,

5)    театрализации,

6)    диалогического общения,

7)    стимулирования самостоятельной деятельности,

8)    творческого состязания,

9)    игровые методы и др.

Применение таких методов и приемов, как диалогическое общение, вопросно-ответный метод, игровая деятельность, сравнение, стимулирование самостоятельной и творческой деятельности, способствуют эффективному развитию творческой познавательной активности четвероклассников. Эффективность выбранных приемов была проверена в эксперименте.

Исследование Экспериментальное исследование уровня развития познавательных интересов и приемов его формирования на музейном уроке проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

По результатам диагностики сформированности знаний о народных промыслах Вятского края у четвероклассников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» города Кирова в 4 «а» классе, где 20 учащихся и в 4 «б», где 17 учащихся, мы сделали вывод о том, что уровень сформированности познавательного интереса  учащихся 4 «а» класса к народным промыслам Вятского края имеет слабо выраженный характер, а у учащихся 4 «б» класса имеет умеренно развитый характер.

Как видно из констатирующего эксперимента, в 4 «а» классе, 3 человека имеют сильно выраженный  познавательный интерес к народным промыслам Вятского края; 6 человек склонны к умеренному развитию познавательного интереса к народным промыслам Вятского края; 11 человек имеет слабо выраженный познавательный интерес к народным промыслам Вятского края. Так как в классе присутствуют учащиеся с умеренным развитием познавательного интереса и слабо выраженным развитием познавательного интереса, возникла необходимость проведения формирующего эксперимента.

На этом этапе мы провели несколько музейных уроков с использованием выбранных нами приемы  эффективного формирования и развития у четвероклассников познавательного интереса к народным промыслам Вятского края.

Тематика проведенных уроков включала: «Вятские народные промыслы», «Дымковская игрушка и ее орнамент», «Плетение корзинки из бересты», «Лепка народной глиняной игрушки. Дымковская игрушка», «Вятская матрешка», «Кукарское кружево», «Народные промыслы Вятки», «Чудеса Вятского капового промысла» мы стимулировали учащихся на творческую деятельность по изготовлению и воплощению собственного художественного замысла в создаваемом изделии, использовали соревнования и состязания в виде игры для подведения итогов занятия и закрепления материала, работа с музейными экспонатами в процессе изучения народных промыслов Вятского края.

Структура музейного урока была разработана нами на основе сравнения структуры занятий, проводимых музейными работниками, и структуры урока в начальной школе, проводимого по требованиям ФГОС НОО. Она включала следующие этапы:

1.На подготовительном этапе музейного урока необходимо создание атмосферы  эмоционального  комфорта,  способствующей  позитивному восприятию музейной экспозиции, стимулирование проявления художественных интересов, познавательной и творческой активности.

2.На втором этапе музейного урока необходимо использовать сравнение — с помощью создания проблемной ситуации и поиска способов ее разрешения в процессе презентации музейной информации, стоит обратиться к демонстрации музейных экспонатов, рассматривая интересные факты предметов народного промысла Вятского края, четвероклассники развивают познавательный интерес к этой теме.

3.На третьем этапе музейного урока важно применить стимулирование самостоятельной деятельности, которое предусматривает создание ситуации и условий для включения в активную самостоятельную деятельность в творческой сфере.

4.Заключительный этап целесообразно провести в виде викторины, для того чтобы закрепить у детей имеющиеся знания.

Для того чтобы проверить эффективность и результаты проделанной нами работы мы провели контрольный эксперимент.

Последний этап нашего исследования был направлен на проверку эффективности развития познавательного интереса учащихся четвертого класса к народным промыслам Вятского края посредством музейного урока.

Учащимся был предложен бланк с десятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов и вопросами, требующими развернутый полный ответ в виде предложения.

После математической обработки результатов анкетирования мы выяснили, что в 4 «а» классе 18 человек повысили уровень развития познавательного интереса, а в 4 «б» классе результат остался прежним.

Таким образом, мы установили, что музейные уроки, которые мы провели в 4 «а» классе способствовали развитию познавательного интереса учащихся к народным промыслам Вятского края. С помощью выявленных нами приемов и методов организации учебной и творческой деятельности четвероклассников на музейном уроке или занятии нам удалось привить интерес и любовь учащихся к народным промыслам Вятского края, следовательно, они могут быть рекомендованы к использованию в практике общего и дополнительного образования.