Полный текст статьи
Печать

С введением федерального государственного стандарта второго поколения активно возросла роль краеведения в образовательном процессе, так как одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения [1]. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю. Поэтому важно начиная с начальной школы знакомить детей с краеведческим материалом.

        Важную роль краеведения в образовательном процессе признают многие ученые. В современной педагогике активно применяется понятие «средовой подход», определяющий главным фактором воспитания культурную среду. В концепции Е.В. Бондаревской определены основные направления работы педагога со средой: учет ее особенностей и необходимость преобразования, то есть преобразование всего того, что окружает ребенка в культуросообразную сферу воспитания. Таким образом, с помощью краеведения ученик может воспитываться и получать знания о местной культуре и природе через позицию самоактуализации [2].

        Краеведение пробуждает интерес к изучению природы, истории, культуры родного края, позволяет усвоить учащимся еще в младшем школьном возрасте одну из главных норм Конституции Российской Федерации: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» [3]. В настоящее время знакомство учащихся с природой Вятского края осуществляется лишь во внеурочной или внешкольной организационной форме.

        Однако данное знакомство возможно в процессе изучения разных учебных предметов. Математика – это учебный предмет, который позволяет сделать краеведческий материал доступным для усвоения. На наш взгляд, самой распространенной формой использования краеведческого материала на уроках математики являются задачи.

        С.Е. Царёва пишет, что задачи в обучении математике играют большую роль: «задачи являются целью обучения, а также служат средством обучения (ещё называют их обучающие, развивающие, воспитывающие и контролирующие функции). Результаты исполнения задач как цели обучения – это предметные результаты, а результаты исполнения задач как средства развития и воспитания – это личностные и метапредметные результаты (ФГОС НОО)» [4, с. 194 - 195].

        Мы полагаем, необходимо включить материал о природе Вятского края в содержание задачи, что будет способствовать усвоению четвероклассниками знаний о родном крае и повышению интереса.

        Для выявления уровня знаний четвероклассников о природе Вятского края нами были разработаны две методики, содержащие в себе краеведческий материал о природе Вятского края. В исследовании приняли участие ученики 12 девочек и
14 мальчиков 4 «Б» класса школы МОУ СОШ с УИОП №10 им. К.Э. Циолковского
г. Кирова. Анализ методик констатирующего эксперимента показал, что 16% испытуемых имеют высокий уровень знаний о природе Вятского края, 37 % средний уровень, а 47% имеют низкий уровень знаний о природе Вятского края.

        На основе полученных данных был сделан вывод, что учащиеся имеют низкий уровень знаний о Вятском крае, это связано с тем, что на уроках учителя мало внимания уделяют развитию знаний младших школьников о природе родного края. Поэтому нами были разработаны рекомендации по использованию материала о природе Вятского края при обучении четвероклассников решению задач:

 

  • Использовать изображения природных объектов: рек, озер, животных, растений, памятников природы. А также использовать карту Кировской области, на которой приучать детей показывать местонахождение географических объектов.

Задачи в несколько действий.

1. Средняя температура воздуха в Кировской области в мае днем составляет 17°С, ночью 9°С. А в июне днем 21°С, ночью 13°С. На сколько дневная и ночная температура июня больше температуры в мае? (Рис.1)

Рис. 1. Температура воздуха днем и ночью в Кировской области.

2. Из города Лебяжья на Береснятский водопад в 8 ч утра выехала группа туристов. Через 50 минут туристы сделали остановку у магазина, которая длилась 15 мин., далее до водопада они ехали еще 40 минут. В какое время группа приехала на Береснятский водопад? (Рис.2) 

Рис. 2. Береснятский водопад.

3. В Кировской области растет несколько кедровых рощ. Кедровая роща в д. Нижние Кропачи имеет 22 кедра, в Лукинской кедровой роще на 38 кедров больше, а в Чернушинском кордоне в Бобинском лесу на 49 кедров меньше, чем в Лукинской. Сколько всего кедров растет в трех рощах? (Рис.3) 

Рис. 3. Карта кедровой рощи д.Нижние Корпачи.

4. Куст махровой черемухи в с. Бобино, занесенный в Красную книгу, посажен Г. Малинухиным в 1906 году. Определите сколько лет ему исполнится в 2017 году? В каком году кусту исполниться 150 лет? (Рис. 4)

 

Рис. 4. Куст махровой черемухи с.Бобино. 

  • Предлагать для решения задачи разных видов, составные задачи с трехзначными числами с использованием материала о природе Вятского края.

На пропорциональную зависимость.

1. В Волго - Вятском питомнике Кировской области в 2016 году бригада рабочих посадила 600 деревьев за 10 дней, а другая – за 15 дней. За сколько дней могут посадить эти деревья две бригады, работая вместе?

2. В Дендропарк Кировской области привезли 15 ящиков с саженцами, а в Ботанический сад 10 таких ящиков. В первый парк привезли саженцев на 60 шт. больше, чем во второй. Сколько саженцев привезено в Ботанический сад? Рассмотри и заполни таблицу к задаче:

Количество саженцев в ящике

Количество ящиков

Кол-во саженцев

?            одинаковая

15 ящ.

? на 60 шт. больше

?           

10 ящ.

?

 

3. За 4 ч волонтеры очистили от мусора 234 м² «Бушковского леса» Уржумского района. Сколько квадратных метров леса очистят волонтеры за 10 ч, если будут работать с такой же производительностью? (Рис. 5)

Рис. 5. Схема Бушковского леса. 

  • Необходимо включать задачи на движение с использованием материала о природе Вятского края по разным разделам: животные, растения, реки, озера, климат, памятники природы.

Задачи на движение.

1. Из Нижне-Ивкинского минерального источника Куменского района в Советский район на Береснятский водопад две машины вышли навстречу друг другу. Одна из них прошла до встречи 73 км, а другая – на 17 км меньше. Узнайте расстояние между двумя памятниками природы Кировской области. (Рис. 6)  

Рис. 6. Нижне-Ивкинский минеральный источник и Береснятский водопад. 

2. Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу. Один пешеход из «Зараменской пещеры», а другой из «Скалы Часовой». Через 4 часа они встретились. Скорость первого пешехода – 4 км/ч, скорость второго – 5 км/ч. На каком расстоянии первоначально находились пешеходы друг от друга? Сделай рисунок к задаче. (Рис. 7) 

Рис. 7. Скала Часовой и Зараменская пещера.

3. От одной пристани реки Чепца Кировской области две моторные лодки одновременно отошли в противоположных направлениях. Одна двигалась со скоростью 270 м/мин, а другая – 180 м/мин. На каком расстоянии лодки будут друг от друга через 45 мин? Начерти рисунок к задаче. (Рис. 8)

 

Рис. 8. Река Чепца. 

4. Туристы провели в конном походе по реке Немде 2 дня. В первый день туристы были в пути 3 ч, а во второй – 2 часа. Всего они проехали 84 км. Какое расстояние проезжали туристы каждый день, если они ехали примерно с одинаковой скоростью? (Рис. 9) 

Рис. 9. Река Немда. 

  • Задачи с материалом о природе Вятского края, можно решать с использованием разных форм работы: индивидуальной, групповой, коллективной (деление учащихся на группы по разделам краеведческого материала о природе Вятского края, решение задач в группе, самостоятельное решение задач четвероклассниками, решение задач всем классом).

1. Туристы составили маршрут похода по «Поющим пескам» Лебяжского района
д. Атары. Они прошли 7/12 длины маршрута. Сколько километров они прошли, если длина маршрута 60 км? (Рис. 10)  

Рис. 10. «Поющие пески» д. Атары. 

2. В Волго - Вятском лесопитомнике Кировской области посадили 150 деревьев, 4/5 из них прижились. Сколько деревьев прижилось?

3. Туристы проплыли на байдарках по реке Малома Котельнического района 124 км, и им осталось проплыть 6/31 длины всего маршрута. Найди длинну всего маршрута? (Рис. 11)   

Рис. 11. Река Малома. 

  • Необходимо включать материал о природе Вятского края в нестандартные задачи, которые можно выдавать детям на карточках как задания повышенной сложности.

Задачи на сообразительность.

1. На пароме помещается 7 грузовых автомобилей или 9 легковых.

В пятницу полностью загруженный паром 6 раз пересек реку Вятку и переправил 50 машины. Сколько грузовых машин переправили на другой берег? (Рис. 12) 

Рис. 12. Река Вятка. 

2. Три брата поймали 23 карасей на рыбалке в озере Шайтан. Один брат отложил для ухи 7 карасей, другой - 3, а третий – 4, после этого у каждого осталось равное количество рыб. Сколько карасей поймал каждый из них? (Рис. 13)

 

Рис. 13. Озеро Шайтан. 

      

Данный комплекс с рекомендациями был апробирован в процессе обучения решению задач. При решении задач четвероклассники проявляли интерес, активно обсуждали решение, рассказывали истории из личного жизненного опыта, связанные с тем или иным природным объектом.

        После решения комплекса задач был проведен контрольный эксперимент, который показал, что высокий уровень знаний о природе Вятского края был выявлен у 37% испытуемых, средний у 36%, низкий уровень имели 27% испытуемых.

        Таким образом, предложенные нами рекомендации, а именно: демонстрация изображений природных объектов: рек, озер, животных, растений, памятников природы, а также карты Кировской области, решение задач разных видов, решение задач с содержанием из разных разделов: животные, растения, реки, озера, памятники природы, использование разных форм работы с младшими школьниками, проведение уроков с использованием карточек с заданиями повышенной сложности способствуют повышению интереса как к учебному предмету математика, так и к природе родного края. Мы считаем, что соблюдение данных рекомендаций будет влиять на уровень знаний четвероклассников о природе Вятского края.