Полный текст статьи
Печать

        В психолого-педагогической науке уникальность каждого ребенка не вызывает сомнений, но актуальной проблемой является необходимость развития умений школьника предъявить себя миру, рассматривать каждый момент жизни как акт, позволяющий ему самовыражаться во взаимодействии с другими людьми.

        Те чувства, которые появились у дошкольников, в младшем школьном возрасте продолжают совершенствоваться в повседневных взаимоотношениях с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил. Осваивая новые знания, слушая сказки и истории, которые читает учитель, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации к книжкам и ориентируясь на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым [1]. Основные изменения в личности младшего школьника  находятся в сфере его отношений с другими людьми – педагогом, одноклассниками. Происходит расширение его связей с окружающим миром, обогащение его опыта взаимодействия с ровесниками и посторонними взрослыми. Социальная сфера жизни становится все более значимой для ребенка, ставит его перед необходимостью реагировать на новые отношения. Таким образом,   

младший школьный возраст является важным этапом в развитии эмоционально-нравственной сферы ребенка.

Именно в младшем школьном возрасте развивается такое чувство, как сопереживание другому.

        Сопереживание, по С.И. Ожегову – это переживание вместе с другим человеком его душевного состояния [2]. В психологическом словаре С. Ю. Головина сопереживание трактуется как уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другого субъекта или социальной группы, при этом в индивидуальном сознании субъекта отражается отношение другого человека (социальной группы) с происходящим с ним событием [3].

Сопереживание успешного ребенка неуспешному создает особую атмосферу солидарности. Все участники этой ситуации становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее. Такова картина развития способности к сопереживанию у детей в ситуациях обыденной жизни. В школе ребенок находится в новых социальных условиях существования: учебная деятельность в младшем школьном возрасте становится ведущей и порождает совокупность новых задач.

Во-первых, складываются реальные отношения с одноклассниками и педагогом, которые строятся по поводу учебной деятельности.

Во-вторых, осуществление учебной деятельности вольно или невольно ставит ребенка в ситуацию, когда он вынужден сравнивать себя с другими – с их успехами в учении, с их прилежанием и поведением. Он попадает в отношения соревнования.   

В-третьих, учебная деятельность по своему психологическому содержанию нацеливает ребенка учиться, то есть учить себя. Таким образом, смысл учебной деятельности состоит в развитии школьником своих умений, способностей, качеств.

Механизмом возникновения сопереживания является эмпатия. Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, переживания, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности. Эмпатия  (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») – это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Как показывают исследования, в связи с бедностью субъектного опыта младших школьников,  слабым развитием критичности, непререкаемым авторитетом родителей у современных детей слабо развита способность к альтруизму и гуманизму. Создание благоприятных условий в образовательном процессе, обстановки эмоционального комфорта и благополучия способствует развитию и становлению личности младшего школьника. С точки зрения современной педагогики, развитие эмпатии  предполагает установление доброжелательных взаимоотношений между детьми на основе развития нравственных качеств, удовлетворение потребности каждого ребенка в общении со взрослым, как знакомым, так и незнакомым, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, осознание собственных поступков.

          Таким образом, задача развития эмпатии младших школьников является своевременной и актуальной, а потому представляется важным поиск способов ее развития с учетом современной социокультурной ситуации развития ребенка.

          Учитывая, что в последнее время растет интерес детей к фотографированию, мы полагаем, что  стремление  зафиксировать моменты своей и другой жизни можно использовать в психотерапевтических целях.

В процессе фототерапевтических занятий младшие школьники не обучаются технике фотографии. В отличие от занятий в условиях фотокружка или художественной студии, где люди также могут заниматься фотографией, фототерапия фокусируется на потребностях и способностях детей, направлена на развитие эмпатии младших школьников. Фототерапия ориентирована на выражение различных содержаний внутреннего мира младшего школьника и достижение благодаря этому изменений в структуре его эмоционального опыта, установках и взглядах на себя и окружающий мир [4]. Фотография дает возможность создавать образы, которые помогают сформировать четкий образ «Я» и представить его себе и окружающим. Также после работы с фототерапией, младший школьник становится открытым, менее агрессивным, внимательным, самостоятельным, наблюдательным, у него развивается творческая активность. Все эти качества является залогом благоприятного развития личности.

Фототерапевтический процесс представляет собой пять взаимосвязанных последовательных стадий работы, которые выделяет С. А. Осмачкина [6]:

1) «Знакомство фототерапевта со школьником. Терапевтическая беседа и тестовая фотосъемка.

2) «Разогрев», который является дыхательным упражнением «Дыхание через ладони», направленным на достижение состояния покоя и внутреннего телесного комфорта.

3) Основная стадия - работа по одной из техника фототерапии.

4) Кульминация основной стадии - фотосъемка вновь обретенного телесно-эмоционального состояния. Здесь происходит раскрытие творческих возможностей и ресурсов личности.

5) Терапевтическая беседа. Просмотр и анализ изготовленных фотографий. Вербализация младшим школьником новых ощущений своего «Я» с одной стороны и эмпатическая поддержка фототерапевта с другой стороны [6].

Мы пришли к выводу, что для развития эмпатии младших школьников предпочтительнее использовать технику фотопроекции, чтобы дети смогли осознавать и правильно реагировать на то, что существует множество взглядов на их личную жизненную ситуацию. Такой подход  помогает им взглянуть на нее под другим углом зрения.

Д. Вайзер утверждает, что «использование более одной техники обычно полезно в случае, когда в ходе занятий у школьника наблюдается некий прогресс. Комбинирование двух или более техник может быть эффективно само по себе или в сочетании с арт-терапевтическими техниками» [5].

Фотография может использоваться один или несколько раз, в особенности на определенных этапах работы, когда у детей возрастает желание ее применить.

В психолого-педагогической литературе  раскрываются характеристики фототерапевтических занятий для младших школьников, которые мы использовали в своем исследовании (таб.1).

Таблица 1

Характеристика фототерапевтических занятий 

Критерии классификации

Варианты применения

 

Частота применения

  1. - Однократно или эпизодически;
  2. - Более или менее регулярно на протяжении психотерапевтической или развивающей программы;

           - На каждом занятии.

Количество участников занятия

  1. - Индивидуальные занятия;
  2. - Парные (диадические) занятия — занятия с сиблин-ravin, супругами, детско-родительскими парами;
  3. - Семейные занятия;

- Групповые занятия.

Количество участников при выполнении отдельных техник

  1. - Индивидуальные упражнения;
  2. - Парные (диадические) упражнения;
  3. - Микрогрупповые упражнения;

- Общегрупповые виды деятельности.

Источники фотоматериала

  1. - Готовый фотоматериал (личные фотодокументы клиента, журнальная фотография, ассоциативные карты и др.);
  2. - Фотоматериал создается во время занятия;

- Фотоматериал создается между занятиями.

Степень
структурированности работы, связанная с применением тематического принципа организации занятий

  1. - Неограниченная или высокая свобода действий участников занятий (сами выбирают темы для съемки и иной творческой работы, например, художественных описаний, фотоколлажей и др.);
  2. - Мягкое структурирование деятельности участников (заранее оговариваются темы для съемки или иных видов деятельности, условия выполнения заданий, хотя имеются возможности для их переформулировки или выбора);

- Жесткое структурирование деятельности (выбор тем, условий или видов работы ограничен).

Темы для съемки и иных видов творческой работы

  1. - Темы напрямую связаны с запросом или проблематикой участников занятий;

- Темы не имеют прямой связи с запросом или проблематикой участников занятий.

Применяемые экспрессивные модальности и виды творческой работы

  1. - Применяется только фотосъемка или работа с готовым фотоматериалом;
  2. - Фотоматериал может использоваться для разных видов изобразительной деятельности (фотоколлаж и ассамбляж, графическая разработка фотографии, создание плакатов и др.);

- Фотоматериал используется в сочетании с повествованиями (готовыми или создаваемыми участниками занятий) — техники нарративного и визуально-нарративного подхода.

Применяемые экспрессивные модальности и виды творческой работы

  1. - Фотография используется в сочетании с музыкой;
  2. - Фотография используется в сочетании с ролевой игрой и постановочной деятельностью;

- Фотография используется в сочетании с движением и танцем.

Условия проведения съемки

  1. - Непосредственно в помещении, где проводится психотерапия (арт-терапия);
  2. - В заданной институциональной среде (лечебном, образовательном учреждении и т. д.);

- На улице, в том числе на природе.

 

Фототерапевтический тренинг может быть представлен в виде программы развития эмпатии младших школьников, рассчитанной на время применения от нескольких недель до нескольких месяцев.

Таким образом, фототерапия - это процесс, способствующий «повороту ребенка на себя», посредством фотографических образов происходит выражение внутренних конфликтов, потребностей и переживаний. Благодаря фотографии младший школьник может словесно описать и определить свое отношение к ним. В процессе воссоздания фотографий в нем оживают осознаваемые и неосознаваемые переживания. Следовательно, фототерапия предполагает, что младшие школьники не только взаимодействуют со снимками или их создают, но и исследуют собственные переживания, вызванных фотоснимками, и делают это под руководством опытного психолога - для того, чтобы эта информация способствовала лучшему пониманию школьников себя и своих отношений.