Полный текст статьи
Печать

Согласно Конвенции о правах ребенка (1989), каждое государство, которое принимает в ней участие, обязано обеспечивать соблюдение всех прав и свобод ребенка, предусмотренных Конвенцией, вне зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов, или каких-либо иных обстоятельств.Одним из путей преодоления социального барьера между детьми с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Инклюзия является центральной идеей развития образования в современности, затрагивающей социально-ценностные изменения нашего общества. В Российской Федерации инклюзивное образование – это одно из стратегических направлений реализации прав каждого маленького человека на образование, которые закреплены в таких документах, как выше упомянутая Конвенция о правах ребенка (1989), в Конвенции ООН, которая призвана защищать права лиц, имеющих инвалидность, и в Конвенции о правах инвалидов (2006). Последняя Конвенция была подписана Российской Федерацией в 2008 году.

Организация инклюзивного образования в дошкольных и общеобразовательных учреждениях требует изменения привычных представлений о содержании и формах  обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Однако, не предусматриваются коренные изменения в ранее сложившейся системе  специального образования. Для образовательного учреждения, в котором реализуется программа инклюзивного образования, важным пунктом является выявление тех барьеров, которые препятствуют получению образования людям с инвалидностью. К таким барьерам можно отнести:

1.Эмоциональный барьер. Его следует рассматривать с позиций самого человека с ОВЗ и с позиций окружающих его людей. Последние могут испытывать неловкость, чувство вины и страха по отношению к инвалиду, насмехаться над ним или же проявлять излишнюю гиперопеку. Сам же человек с ОВЗ зачастую пытается отгородиться от внешнего мира, испытывает жалость к себе, недоброжелательно относится к окружающим его людям, в некоторых случаях такие люди ждут гиперопеки со стороны окружающих. Это в значительной мере затрудняет социальную адаптацию.

2.Барьер «архитектурного» окружения. Под ним понимается физическая недоступность окружающей среды (отсутствие пандусов, лифтов в образовательных учреждениях, недоступность транспорта, для детей, страдающих нарушениями зрения – отсутствие звуковых светофоров по пути в школу и т.д.)

3.Финансовый барьер – невозможность обеспечить образовательные учреждения и детские сады необходимым оборудованием.

4. Коммуникативный барьер - дефицит информации .

Инклюзивное образование базируется на восьми основных принципах:

  1. Каждый человек ценен вне зависимости от его достижений и способностей.
  2. Каждый имеет способность думать и чувствовать.
  3. Каждый имеет право на общение и право быть услышанным.
  4. Люди нуждаются друг в друге.
  5. Истинное образование может осуществляться только в контексте реальных отношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Достижение прогресса для обучающихся скорее в том, что они способны делать, чем в том, на что они не способны.
  8. Разнообразие усиливает стороны жизни человека.[4]

Особое внимание следует уделить организации пространства, поскольку доступность помещения, в котором проводятся занятия – важнейшее предварительное условие организации инклюзивного образования. Барьер «архитектурного» окружения может быть преодолен не только посредством установки пандусов. Имеет смысл расширение дверных проемов и установка «распашных» дверей, поскольку ребенку на коляске будет намного проще проехать через двери такого типа.

 Для детей с нарушениями зрения двери должны иметь такую конструкцию, которая будет позволять им находиться в одном из двух положений: либо двери закрыты, либо открыты. Наполовину распахнутые двери неудобны и для детей, сидящих на коляске, и для детей с нарушениями зрения. Загромождённость» класса партами, стульями, стеллажами и прочими необходимыми для организации учебного процесса вещами  значительно ограничит возможности передвижения детей в инвалидной коляске и детей с нарушениями зрения. Ребенок должен иметь возможность передвигаться как ему хочется. Важно помнить, что в классе со слабовидящими детьми следует избегать частых перестановок мебели. Может потребоваться регулирование высоты парт и стульев. К примеру, повышение высоты парты даст возможность удобного расположения коляски. Отдельное внимание уделяется освещению класса. Оно требует четкого следования определенным нормам для того, чтобы не создавались неблагоприятные условия усвоения учебного материала. Неправильно организованное освещение может оказывать неблагоприятное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка, его успеваемость. Свет не должен иметь мерцающего эффекта, должен равномерно распространяться по всему помещению и создавать оптимальный уровень освещенности для каждого школьника.

Дети с нарушениями зрения должны сидеть в той части класса, где им будет удобнее всего видеть наглядные пособия и учебные материалы. Детям с нарушениями слуха отводится та часть класса, в которой им будет удобнее слушать и читать с губ преподавателя, видеть ответы других детей. Адаптировать необходимо не только классное помещение, но и другие помещения и зоны, к которым имеет доступ обычный ученик. Для детей с нарушениями зрения могут потребоваться дополнительные условия для защиты их здоровья (на школьной территории необходимо окрасить скамейки, лестницы и столбы в яркий цвет, чтобы дети случайно не наткнулись на них).[3]

Возвращаясь к вопросу о барьерах, стоит отметить сопротивление, которое исходит от родителей здоровых детей. Нами был проведен опрос, в ходе которого опрашиваемым предлагалось выразить свое мнение относительно реализации программы инклюзивного образования в детских садах и образовательных учреждениях Российской Федерации, а также выдвинуть свои предположения относительно того, что является причиной негативного отношения к инклюзии. Отсутствие толерантности к людям с ОВЗ заняло первое место. Так ответили 50% участвовавших в опросе людей. Мнение о том, что «особенным» детям необходимо больше внимания со стороны преподавателей и это может привести к замедлению усвоения знаний всеми детьми, получило 30% голосов и расположилось на втором месте. Также были предложены такие варианты, как безграмотность родителей, их страх перед детьми с нарушениями в здоровье. Так ответили 10% опрошенных. Но это только те варианты, в которых инклюзивное образование рассматривается с отрицательной стороны. В ходе опроса были получены ответы, которые не отрицали абсолютную необходимость инклюзии в образовании, однако тестируемый выступал против совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ. Связано это с тем, что принявший участие в опросе считает, что на данном этапе развития общество еще не готово к достойной реализации этой программы. «Особенные» дети нуждаются в специальном и порой дорогостоящем оборудовании, которое не всегда возможно приобрести. Также, по мнению опрашиваемого, само общество еще не приняло тот факт, что все люди отличаются друг от друга, что значительно затрудняет организацию инклюзивного образования.

На основе результатов опроса можно прийти к выводу, что одним из важнейших направлений в реализации включаемого образования является устранение массовой неосведомленности и развитие толерантного отношения к тем, кто отличается от нас. Образовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы, но это не означает, что система специального образования должна быть упразднена.