Полный текст статьи
Печать

Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка - долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения. Так снижение доверия к учителю и взрослому в целом как к источнику информации, обязывают обновлять содержание и формы воспитательной работы, направленные на формирование нравственных ценностей.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения была актуальна в обществе на любом этапе его развития. Сколько бы взрослые ни внушали ребенку, как ему следует жить и к кому относиться уважительно, до тех пор, пока ребенок не осознает эти ценности, пока они не станут личностными, результаты остаются недостаточными. Следовательно, ребёнку уже в младшем школьном возрасте необходимо помочь правильно сориентироваться в сложном социальном мире, а главное иметь свои сформированные нравственные ценности.

Вопрос о необходимости формирования нравственных ценностей обозначен в требованиях ФГОС НОО. Программа воспитания учащихся младшей школы должна быть ориентирована на нравственное развитие, и достигаться это должно органичным сочетанием разных видов урочной и внеурочной деятельности через совместную работу учителей, воспитателей и родителей, а также представителей общества [7].

Определим трактовку понятия нравственности. Психолого-педагогический словарь гласит: нравственность - это совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность [5].

Б. Т. Лихачев считает, что нравственность конкретного человека есть «освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести» [3].

Высоконравственный человек - это, прежде всего, истинно мыслящий человек, способный самостоятельно гармонично связать многообразные и противоречивые жизненные впечатления.

Особенность нравственного воспитания как психологической категории состоит в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического опыта, сколько с передачей «культурного кода» - тех ценностей, которые общество накапливало веками. Хотя сами по себе ценности в отрыве от жизни могут быть всего лишь пустой теорией, не прочувствованной и не подкрепленной житейским опытом. Например, школьник может понимать, что стариков обижать нельзя. Но поскольку он это еще не прочувствовал, не пропустил через свой внутренний мир - возникают конфликты с близкими, которые могут продолжаться, вопреки многочисленным наказаниям. Ценности школьника, пока они не стали его собственными, навязаны извне.

Путем постоянного нравственного выбора между правдой и ложью, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, долгом и желанием формируется культурное ядро личности. Ребенок преодолевает жизненные противоречия и становится личностью. Вот почему формированию нравственных качеств должно уделяться особое внимание. Именно они, по мнению многих известных педагогов, определяют высшие принципы человеческой жизни, регулируют его поведение и деятельность.

Ребенок младшего школьного возраста очень восприимчив ко всем формам воспитания (эмоционально-ценностному, духовно-нравственному, гражданскому). Известно, что пережитое и усвоенное в детстве надолго закрепляется в памяти. По мнению Л. С. Выготского, переосмысление потребностей и переоценка ценностей - важный момент на этапе взросления. В 6-10 лет ребенок не просто познает сущность нравственных категорий, он учится оценивать свои и чужие поступки.

В этом возрасте у многих детей недостаточно развиты нравственные представления, нет осознанности общепринятых норм поведения и собственной ответственности; не сформировано умение воспринимать как самостоятельную ценность другого человека. Общение часто поверхностно и ограничивается дежурными фразами, хотя в соответствии с этапами развития к начальной школе ребёнок должен быть позитивно настроен к миру, другим людям и самому себе, иметь чувство собственного достоинства; ладить с другими ребятами и взрослыми, уметь договариваться. Но на деле этого не происходит или происходит только после замечаний взрослого. Решение данной проблемы лежит в психолого-педагогической работе с ребенком, одна из задач которой плавно подвести ребенка к мысли о том, что другие люди столь же ценны, сколько и он сам [6].

В психолого-педагогической литературе обозначается, что на формирование нравственных ценностных ориентаций существенно влияют три компонента: знания, эмоции и воля. На основе знаний у ученика складываются определенные представления о нравственных качествах.

Проявление чувств, особое эмоциональное состояние способны не только вызвать достаточно сильное переживание, но и стать побудительной силой действий, определяющей мотивацию поведения человека. Как результат изменение внутреннего мира человека.

Третий элемент становления ценностных ориентаций – внутренняя созидательная сила, воля. Они позволяют личности противостоять чуждым для нее формам поведения.

Основные критерии сформированности нравственных ценностей школьников были выделены Г. П. Ивановой и М. В. Курановой. К ним относятся: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мотивационный и поведенческий [1].

Когнитивный критерий включает в себя знание и понимание смысла общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, ориентацию на них. Показателями оценочно-эмоционального критерия являются суждения, выражающее отношение к нравственным ценностям; эмоциональная окраска нравственных представлений, глубина эмоциональных переживаний. Показатели мотивационного критерия - нравственные потребности и мотивы. Для поведенческого критерия свойственны собственные оценочные суждения; устойчивое поведение, ориентированное на известные нормы [4].

Таким образом, на основании данных критериев можно выделить основные психолого-педагогические условия формирования нравственных ценностей. Первое условие предполагает, что у учащихся будет сформирована система знаний о нравственных ценностях (когнитивный критерий).

Второе условие выражается в том, что младшие школьники научатся обсуждать (анализировать) свои поступки и поступки своих сверстников (оценочно-эмоциональный критерий).

Третье условие предполагает, что у учащихся будут сформированы моральные мотивы, которые руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять, анализировать, давать оценку ситуации (мотивационный критерий). При этом важно развитие положительной мотивации учащегося к деятельности, так как благодаря ей ребенок сам стремится быть образцом нравственного поведения.

Четвертое условие состоит в том, что нравственные принципы будут закреплены в поведении ребенка (поведенческий критерий).

С целью оценки уровня сформированности нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста на базе двух 3-х классов была проведена диагностика. В нашем исследовании приняло участие 50 учеников.

Изучение уровня сформированности когнитивного компонента проходило по методике «Определение нравственных понятий» И. С. Колмогорова. По результатам обследования были получены следующие результаты:

  • 4% детей имеют достаточный объём представлений об основных нравственных ценностях;
  • 26% детей имеют удовлетворительные представления об основных нравственных ценностях;
  • 70% детей имеют низкий уровень представлений об основных нравственных ценностях.

Учащимся проще всего было объяснить такие понятия, как «доброта», «честность», «трудолюбие», «самостоятельность», «забота». Раскрывая смысл этих категорий, дети давали четкие ответы. Учащиеся отвечали, что быть добрым - значит помогать маме, пожилым людям, выручать других в трудную минуту; быть честным — значит не обманывать, говорить правду. На вопрос, что значит быть заботливым, дети отвечали, что это означает ухаживать за кем-то, заботиться об окружающих и о себе, делать что-то за другого, когда ему нездоровится.

Труднее детям было объяснить такие понятия как «справедливость», «находчивость», «организованность». Понимание этих понятий далеко от действительного. Например, дети отвечали: «Быть находчивым - это значит находить что-то».

Таким образом, можно сделать следующий вывод: дети мало знают об элементарных понятиях нравственности, не могут дать им определения. Наибольшие затруднения при выполнении данного теста вызвали такие понятия, как справедливость, находчивость и организованность.

Показатели оценочно-эмоционального критерия - суждения, характеризующие отношение к нравственным ценностям, эмоциональная окраска нравственных представлений, глубина эмоциональных переживаний [4]. Для изучения уровня оценочно-эмоционального компонента использовалась методика «Идеальный человек» (И.С. Колмогорова).

Большой процент детей нарисовали и описали образ, который сочетает в себе черты 2-3-х типов идеалов. В рисунках все названные типы были представлены в различных сочетаниях. В описании же давались преимущественно черты совершенно другого типа.

Результаты обследования с помощью данной методики убедительно показали, что понятия «идеал», «совершенство» еще не являются внутренне целостными, непротиворечивыми и глубоко осмысленными образованиями для детей данного возраста.

Показатели мотивационного критерия - нравственные потребности и мотивы, сочувствие, свидетельствующее об альтруистической направленности [4]. Для изучения уровня мотивационного компонента использовалась методика «Цветик–семицветик». Диагностика выявила, что большинство желаний детей носят личностный характер («Я хочу телефон», Я хочу свой планшет», «Я хочу каникулы» и пр.). Четверть желаний детей (25%) из экспериментальной группы и небольшой процент из контрольной группы (8%) были ориентированы на других людей («Хочу, чтобы вся моя семья была здоровой», “Чтобы у моего учителя было хорошее зрение”, “Мама жила долго ” и пр.).

Так как существенное время дети проводят в школе, то некоторые их желания связаны с этой темой («Я хочу, чтобы вся школа была дружной», «Я хочу учиться на «отлично», «Я хочу не переходить в другую школу» и пр.). И лишь малый процент желаний детей носят «общечеловеческий» характер («Мир во всём мире», «Я хочу, чтобы не было войны», «Я желаю, чтобы у всех была счастливая жизнь» и пр.).

Для поведенческого критерия характерны собственные оценочные суждения; устойчивость поведения, включающая в себя определенную неизменность в различных ситуациях (условиях); ориентированность на известные нормы поведения. Представление об уровне поведенческого компонента было получено с помощью методики «Моральная дилемма».

В ходе диагностики было выявлено, что дети понимают, что можно делать, а что нельзя. Между тем при учёте последствий большинство из них ещё не могут оценить мотивов поступка, что является необходимым условием решения моральных дилемм.

Результаты исследования вызвали необходимость разработки комплекса занятий по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Программа «Ты да я, да мы с тобой» разработана для реализации в течение 1-го учебного года и нацелена на формирование нравственных ценностей у учащихся 3-4 классов. Программа включает в себя 12 внеурочных занятий, которые проводятся 1-2 раза в месяц. Каждое занятие посвящено одной из тем, связанных с нравственными категориями: дружба, доброта, щедрость, уважение, самостоятельность, ответственность и т. п. В процессе занятий происходит обучение равноправному общению и взаимоотношениям со сверстниками, воспитываются такие качества, как сочувствие и милосердие, уважение к старшим, умение находить выход из трудных ситуаций, проявлять силу воли и характер. В качестве дидактических материалов используются лучшие образцы детской литературы (произведения В. Осеевой, Е. Пермяка, С. Михалкова и др.), мультипликации и кинематографа, связанные с тематикой нравственности. Также предусмотрено множество творческих заданий, способствующих изучению психологических особенностей каждого ребенка. Программа предполагает такие формы работы, как диспут, игра, игра с последующей рефлексией, тестирование, мозговой штурм и другие. В дополнение к программе разработаны дидактические материалы в виде рабочей тетради.