Всовременном обществе количество детей с ослабленным здоровьем и различными интеллектуальными нарушениями возрастает с каждым годом. Для успешного развития и социализации детей логопедическая помощь занимает значимое место, она оказывает положительное влияние в сфере решения задачи социальной адаптации детей с недостатками речи.
Ослабленное здоровье и отклонения в интеллектуальном развитии обусловлено рядом причин социального и медицинского характера. Из-за недоразвития психических процессов и нарушения ВНД наблюдается ряд специфических особенностей развития личности детей. Логопедическая работа, направленная на развитие речи должна учитывать эти особенности: ограниченность представлений об окружающем мире, элементарность потребностей и примитивность интересов, сниженная психическая деятельность.
К категории детей со сложной структурой дефекта относятся дети имеющие умственную отсталость, которая усугубляется нарушениями слуха и/или нарушениями зрения. Сюда же относят глухих детей, имеющих серьезные нарушения зрения; слепоглухонемых детей; детей, имеющих ЗПР, которая сочетается с нарушениями слуха и зрения, а также некоторые сочетания первичного дефекта со вторичным.
Логопедическая помощь (греч. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение) – вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии, дизартрии и др.). Своевременные лечебно-коррекционные мероприятия позволяют ускорить развитие речи у детей или устранить ее приобретенные нарушения у взрослых, предупредить вторичные изменения интеллекта, обусловленные расстройствами речи [2].
Логопедическая работа с детьми, имеющими сложную структуру дефекта, предполагает определенную специфику и базируется на следующих принципах:
- индивидуально-личностное ориентирование – ориентация на конкретного ребенка, его психоэмоциональные особенности. Каждый ребенок в полном смысле «особый»: у него свой тип восприятия внимания, памяти, характер и темперамент;
- эмоциональный резонанс и поддержка – создание на занятиях эмоционально- комфортной психологической обстановки;
- тесное постоянное взаимодействие с учителями, родителями;
- игровой контекст занятий – формирование положительной мотивации обучения [1].
Можно выделить следующие специфические особенности логопедической коррекции:
1. Систематический поиск индивидуальных подходов к ученику-инвалиду. Каждый ребенок уникален, поэтому нельзя строить работу, ориентируясь на учеников с так называемыми «средними» показателями. На каждого ребенка составляется индивидуальная программа логопедической работы, на основе собранного анамнеза.
2. Формирование подражательной деятельности. Первый шаг коррекционной работы – развитие произвольного внимания. Внимание играет очень важную роль, необходимо чтобы ребенок научился слышать тот или иной звук, отличать правильное произношение от неправильного.
3. Организация обстановки занятий. Удержать произвольное внимание у данных детей очень трудно, поэтому в организации занятия важна каждая мелочь. Расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть специфический интерес, местоположение логопеда.
4. Логопедические занятия носят игровой и комбинированный характер. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса. Используются яркие игрушки, компьютер, речевые игры.
5. Моделирование ситуаций. Необходимо специально создавать условия, чтобы у ребенка возникла необходимость говорить. Это могут быть игровые, проблемные, тренинговые ситуации.
6. Постоянное наблюдение за внутренним состоянием ребенка. Очень важно вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться и успеть переключить его до того, как он начнет отвлекаться. В случае переутомления у ребенка пропадает всякое желание работать, т.е. нет положительной динамики развития.
7. Медленный темп формирования новых навыков. От «особых» детей нельзя ожидать быстрого положительного результата. У них нет оперативного реагирования. Они длительное время поглощают информацию, обрабатывают ее, и результат работы может проявиться только через 2- 3 года.
8. Постоянная востребованность приобретенных навыков. Вся логопедическая работа с этими детьми была бы малоэффективна при отсутствии тесного продуктивного контакта с педагогом, специалистами, родителями [4].
У детей со сложной структурой дефекта речь соответствует тяжести нарушения. Иногда можно наблюдать речь, представляющую поток бессмысленных эхолалических повторений. Бывает, что у детей с нарушением интеллекта речь не формируется. Дети со сложным дефектом понимают чужую речь лишь приблизительно, они улавливают интонацию и отдельные слова, связанные с основными потребностями. Словарный пассивный запас формируется медленно, понимание речи также ограниченно. В самостоятельной устной речи наблюдаются лепетные и простые слова, короткие предложения, не подчиняющиеся грамматическим правилам. Практически у всех детей нарушен фонематический слух, вследствие чего они не дифференцируют правильное и нарушенное произношение, нарушена структура слов. Дети заменяют речь на жесты и на нечленораздельные звуки. Нарушенное произношение звуков может быть обусловлено грубыми аномалиями артикуляционного аппарата.
Между усвоением количества слов и улучшением активной речи нет прямой зависимости. Малая активность, крайне сниженная потребность в обмене информацией, слабый интерес к окружающему препятствуют расширению активного словарного запаса. Умелая организация занятий с опорой на интерес и сохранные анализаторы, которые являются ведущими для детей с множественными тяжелыми нарушениями в развитии, помогают им в определенной степени овладеть коммуникативными функциями речи. Потребность в общении растет медленно, с большим трудом.
Для развития речи кроме биологических предпосылок, нужны и социальные. У ребенка должна возникнуть потребность в общении. Вследствие речевой недостаточности у детей с нарушением интеллекта развитие всей познавательной деятельности и возникновение речевых предпосылок заметно отстает от нормы и формируется с трудом. Все это накладывает свой отпечаток на овладение письмом и чтением.
В исследованиях таких ученых как: Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина говорится о том, что поражение ЦНС у детей с нарушением интеллекта практически во всех случаях приводит к глубокому недоразвитию речи и всех ее функций. Так у детей с нарушением интеллекта гуление и лепет появляются гораздо позже, чем у детей в норме. Если у ребенка глубокая патология, то гуление и лепет может отсутствовать и вовсе. Первые слова, овладение фразовой речью, построение простого предложения – все это также сильно отстает от нормы, а иногда на этом дальнейшее развитие речи и вовсе останавливается. Дети имеющие умеренную и тяжелую умственную отсталость медленно образуют и закрепляют речевые формы. У них очень сильно выражена несамостоятельность в речевом творчестве; имеются стойкие фонематические нарушения; словарный запас в большинстве своем представлен именем существительным, а глаголы, прилагательные и наречия встречаются крайне редко.
Данные исследователи также отмечают, что у детей с нарушением интеллекта страдает как импрессивная, так и экспрессивная речь. У них отмечаются сложные дефекты фонетического компонента речевой функциональной системы, его лексико-грамматического строя. Данная категория детей не может овладеть элементарными формами звукового анализа. Нарушенное слуховое восприятие существенно тормозит формирование произношения. Грубые нарушения смысловой стороны речи становятся причиной невозможности сформировать познавательную деятельность детей [3].
Таким образом, этиопатогенетические факторы нарушения речи данной категории детей сложны и многообразны. Речевые нарушения следует рассматривать совместно с первичным нарушением, а именно нарушением интеллекта.