Полный текст статьи
Печать

Такой информационный ресурс, как Интернет в наше время знаком каждому. Несмотря на сравнительно недолгое существование, всего лишь в 1991 году Всемирная паутина стала общедоступна, она в рекордные сроки обрела популярность и продолжает развиваться: к 30 июня 2012 г. число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило более чем 2,5 млрд. человек [1], более трети населения Земли пользовалось услугами Интернета; к середине 2015 г. число пользователей достигло 3,3 млрд. человек [1]. Самые активные пользователи Интернета – подростки и молодежь. Именно поэтому современный учитель должен не только иметь представление о работе в Интернете и быть его пользователем, но и следить за тем, чтобы эта деятельность соответствовала профессиональной этике и не нарушала учебный процесс.

Мы провели исследование среди учеников 7-9-х классов и преподавательского состава МБОУ СОШ с УИОП № 60 г. Кирова. Установлено: опрошенные ученики практически всегда используют интернет-ресурсы для подготовки домашнего задания, наибольшей популярностью пользуются такие сайты, как «Wikipedia», «Школьные знания», а также, различные сайты с готовыми домашними заданиями (рис. 1).

Рис. 1. Какие сайты вы используете чаще всего для выполнения домашнего задания?

Чаще всего информация на этих сайтах является непроверенной или неадаптированной для понимания школьников. Кроме того, найденная информация недостаточно прорабатывается подростком и не всегда проверяется с помощью обращения к другим доступным источникам (рис. 2, 3).

Рис.2. Как вы обрабатываете полученную информацию? 

Рис.3.  Какое количество источников вы используете, чтобы найти интересующую вас информацию?

Подобный способ подготовки может не только оставить пробелы в знаниях, но и ввести в заблуждение или привести к эффекту «информационной передозировки», т.к. большинство материала, представленного в интернет-энциклопедиях, подросток чаще всего не может понять и усвоить самостоятельно из-за большого количества не нужной и не понятной, на данном этапе обучения, информации. Примерно четверть опрошенных учителей спокойно относятся к тому, что ученики используют интернет для подготовки домашнего задания. Для них главное, чтобы вся найденная информация «хорошо усваивалась» (в большинстве это молодые учителя, чей педагогический стаж составляет менее 5 лет, рис. 4). 

Рис.4. Как вы относитесь к тому, что большую часть домашнего задания ученики готовят при помощи интернет-ресурсов?

В настоящее время нельзя отрицать влияние интернета на процесс обучения, но его можно скорректировать с помощью грамотно построенного процесса обучения. По возможности, ученикам можно предложить задания на поиск информации в интернете с последующей проработкой материала, если тема поиска узконаправленная, предоставив несколько проверенных лично учителем интернет-источников. Задавая доклады к уроку, необходимо обращать особое внимание учеников на объем работы, как правило, самая важная информация занимает не более двух страниц печатного текста. Также, учитель может порекомендовать ученику находить наиболее интересные и необычные факты о предмете доклада: такая работа займет больше времени, но ученик точно прочитает несколько источников, выделяя самое интересное. Предложение проработать информацию в виде краткого конспекта или тезисов, содержащих самую главную информацию о предмете доклада, тоже облегчит понимание о найденной информации.