Интернет - всемирная компьютерная сеть, объединившая в последние годы множество компьютеров в единую информационную систему. Он стал неотъемлемой частью современного общества. Интернет стремительно ворвался в сферы образования, торговли, услуг, он создает новые формы общения и обучения. Но вместе с ним появилось и много новых проблем. Одной из таких проблем стала интернет- зависимость. Данная проблема очень актуальна, так как за последние годы стремительно увеличивается число зависимых людей от интернета.
Термин "интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в интернете.
В самом общем виде интернет- зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования интернетом» [5]. В некоторых психологических словарях интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета [1].
Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от интернета. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно- психотерапевтические веб- службы по данной проблематике. В 1998-1999 гг.К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г, интернет- аддикция оказалась фактически легализована - не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи. [2]
Среди отечественных специалистов последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко [3, 4]. "Элементы аддиктивного поведения, - пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой, - свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности" [4].
Цель исследования –выявить различия интернет-зависимости между старшеклассниками и студентами из городов и сёл.
В данном исследовании мы использовали тест – « Шкала интернет-зависимости Чена » (CIAS). Шкала интернет- зависимости Чена» Разработчик: S.-H. Cnen, 2003 год, Китай:
Тест включает в себя 5 оценочных шкал:
1. Шкала компульсивных симптомов
2. Шкала симптомов отмены
3. Шкала толерантности
4. Шкала внутриличностных проблем и проблем связанных со здоровьем
5. Шкала управления временем
Помимо пошкальной оценки существуют 2 типа надшкальных критериев – Интегральные (ключевые) симптомы непосредственно самой интернет- зависимости включающий в себя первые 3 шкалы и критерий негативных последствий использования интернета (последние 2 шкалы). Сумма всех шкал является интегральным показателем – общим показателем наличия интернет зависимого поведения. Таким образом, имея пяти осевую модель можно не просто диагностировать предполагаемый факт наличия/отсутствия интернет зависимого поведения в дихотомическом деление на да/нет, но и качественно определить выраженность тех или иных симптомов характеризующих паттерн зависимого поведения. Особым достоинством теста Чена является его многогранность, способность измерять с нескольких точек единый континиум поведения связанного с интернет ресурсами.
Описание выборки: В ходе исследования приняли участие 96 респондентов (48 старшеклассников и 48 студентов). Минимальный возраст – 16. Максимальный возраст – 21. Средний возраст – 18,07292. Стандартное отклонение - 1,370707.
Результаты исследования
Таблица 1
Статистики (школьники и студенты) |
|||||
|
Com |
Wit |
Tol |
IH |
TM |
N Валидные |
96 |
96 |
96 |
96 |
96 |
Пропущенные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее |
9,67 |
10,55 |
8,35 |
12,18 |
9,02 |
Высокий уровень значений по таким шкалам, как IH (внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем), Wit(симптомы отмены) и Com(компульсивные симптомы). Это говорит о том, что школьники и студенты в одинаковой степени испытывают навязчивое желание зайти в сеть, с которым не могут совладать, им трудно перебороть себя, из-за чего у них появляются проблемы связанные с физическим самочувствием: у них начинают болеть глаза, голова и спина, портиться зрение, есть риск развития сколиоза.
Таблица 2
Статистика (школьники) |
|||||
|
Com |
Wit |
Tol |
IH |
TM |
N Валидные |
48 |
48 |
48 |
48 |
48 |
Пропущенные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее |
9,33 |
9,90 |
8,35 |
12,23 |
8,94 |
Опираясь на данные Таблицы 2, можно сделать вывод, что высокий уровень интернет-зависимости у школьников по таким шкалам, как IH (внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем), Wit(симптомы отмены).Это говорит о том, что школьники испытывают тягу к поведению, связанному с риском и поиском ощущений, с тенденцией быстро забывать о неудачах, делать выводы и сохранять опыт о последствиях такого поведения. Не имея доступа к сети, школьники испытывают дискомфорт, а также беспокойство и раздражение.
Таблица 3
Статистика (студенты) |
|||||
|
Com |
Wit |
Tol |
IH |
TM |
N Валидные |
48 |
48 |
48 |
48 |
48 |
Пропущенные |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Среднее |
10,00 |
11,21 |
8,35 |
12,13 |
9,10 |
Опираясь на результаты Таблицы 3, можно сделать вывод. Что высокий уровень значений интернет-зависимости у студентов по таким шкалам, как IH (внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем), Wit(симптомы отмены) и Com(компульсивные симптомы) говорит о том, что студенты испытывают тягу к поведению, связанному с риском и поиском ощущений, с тенденцией быстро забывать о неудачах, делать выводы и сохранять опыт о последствиях такого поведения. Не имея доступа к сети, студенты испытывают дискомфорт, а также беспокойство и раздражение. Студенты испытывают навязчивое желание зайти в сеть, с которым не могут совладать, им трудно перебороть себя.
Таблица 4
Статистика критерия (группируемая переменная: группа) |
|||||
|
Com |
Wit |
Tol |
IH |
TM |
Статистика UМанна- Уитни Асимпт. знч. (двухсторонняя) |
994,500
0,246 |
852,500
0,027 |
1120,500
0,816 |
1148,500
0,979 |
1027,500
0,357 |
Анализируя результаты Таблицы 4, можно отметить, что студенты более интернет-зависимы, чем школьники. Шкала Wit (симптомы отмены) имеет наибольшие различия. Это говорит о том, что школьники более спокойно переносят невозможность выйти в сеть, у них более выражен контроль над желанием подключится к интернету. Студентам же сложнее подавить это желание. Когда интернет отключен или недоступен, пребывая вне сети в течение определенного периода времени, они считают, что упускают что-то важное, при этом ощущая беспокойство и раздражение.
Целью нашей работы было выявление различий интернет-зависимости между старшеклассниками и студентами из городов и сёл. Для ее достижения был решен ряд задач. Нами был проведен теоретический анализ литературы.
Мы пришли к выводу о том, что интернет-зависимость можно диагностировать с помощью теста "Шкала интернет-зависимости Чена (шкала CIAS)".
Затем было проведено эмпирическое исследование для подтверждения наличия различий в выраженности интернет-зависимости у студентов и школььников городов и сел. По полученным результатам можно сказать следующее: значимых различий в выраженности интернет-зависимости между школьниками и студентами нет, однако существуют различия по шкале Wit (симптомы отмены), что говорит о появлении такой реакции организма, которая возникает при прекращении и/или снижении пребывания в сети. Студентам сложнее подавить желание выйти в интернет. В то время, как школьник понимает негативные последствия чрезмерного увлечения интернетом, студент начинает придумывать себе оправдания о необходимости продолжения работы в сети, при том осознавая возможные неприятности.
Также мы получили отсутствие каких-либо различий по шкале Tol (симптомы толерантности), что говорит о тенденции к увеличению времени пребывания в интернете, чтобы получат то же удовлетворение, что и раньше.
Как школьники так и студенты практически в равной степени имеют проблемы со здоровьем, а так же проблемы с управлением временем из-за своего пристрастия к интернету.
Таким образом, гипотеза о том, что студенты более подвержены интернет-зависимости, чем учащиеся в старших классах подтвердилась.