Полный текст статьи
Печать

Интернет - всемирная компьютерная сеть, объединившая в последние годы множество компьютеров в единую информационную систему. Он стал неотъемлемой частью современного общества. Интернет стремительно ворвался в сферы образования, торговли, услуг, он создает новые формы общения и обучения. Но вместе с ним появилось и много новых проблем. Одной из таких проблем стала интернет- зависимость. Данная проблема очень актуальна, так как за последние годы стремительно увеличивается число зависимых людей от интернета.

Термин "интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в интернете.

В самом общем виде интернет- зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования интернетом» [5]. В некоторых психологических словарях интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета [1].

Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от интернета. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно- психотерапевтические веб- службы по данной проблематике. В 1998-1999 гг.К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г, интернет- аддикция оказалась фактически легализована - не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи. [2]

Среди отечественных специалистов последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко [3, 4]. "Элементы аддиктивного поведения, - пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой, - свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности" [4].

Цель исследования –выявить различия интернет-зависимости между старшеклассниками и студентами из городов и сёл.

В данном исследовании мы использовали тест – « Шкала интернет-зависимости Чена » (CIAS). Шкала интернет- зависимости Чена» Разработчик: S.-H. Cnen, 2003 год, Китай:

Тест включает в себя 5 оценочных шкал:

1. Шкала компульсивных симптомов

2. Шкала симптомов отмены

3. Шкала толерантности

4. Шкала внутриличностных проблем и проблем связанных со здоровьем

5. Шкала управления временем

Помимо пошкальной оценки существуют 2 типа надшкальных критериев – Интегральные (ключевые) симптомы непосредственно самой интернет- зависимости включающий в себя первые 3 шкалы и критерий негативных последствий использования интернета (последние 2 шкалы). Сумма всех шкал является интегральным показателем – общим показателем наличия интернет зависимого поведения. Таким образом, имея пяти осевую модель можно не просто диагностировать предполагаемый факт наличия/отсутствия интернет зависимого поведения в дихотомическом деление на да/нет, но и качественно определить выраженность тех или иных симптомов характеризующих паттерн зависимого поведения. Особым достоинством теста Чена является его многогранность, способность измерять с нескольких точек единый континиум поведения связанного с интернет ресурсами.

Описание выборки: В ходе исследования приняли участие 96 респондентов (48 старшеклассников и 48 студентов). Минимальный возраст – 16. Максимальный возраст – 21. Средний возраст – 18,07292. Стандартное отклонение - 1,370707.

Результаты исследования

Таблица 1

Статистики (школьники и студенты)

 

Com

Wit

Tol

IH

TM

N    Валидные

96

96

96

96

96

Пропущенные

0

0

0

0

0

Среднее

9,67

10,55

8,35

12,18

9,02

Высокий уровень значений по таким шкалам, как IH (внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем), Wit(симптомы отмены) и Com(компульсивные симптомы). Это говорит о том, что школьники и студенты в одинаковой степени испытывают навязчивое желание зайти в сеть, с которым не могут совладать, им трудно перебороть себя, из-за чего у них появляются проблемы связанные с физическим самочувствием: у них начинают болеть глаза, голова и спина, портиться зрение, есть риск развития сколиоза.

Таблица 2

Статистика (школьники)

 

Com

Wit

Tol

IH

TM

N    Валидные

48

48

48

48

48

Пропущенные

0

0

0

0

0

Среднее

9,33

9,90

8,35

12,23

8,94

Опираясь на данные Таблицы 2, можно сделать вывод, что высокий уровень интернет-зависимости у школьников по таким шкалам, как IH (внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем), Wit(симптомы отмены).Это говорит о том, что школьники испытывают тягу к поведению, связанному с риском и поиском ощущений, с тенденцией быстро забывать о неудачах, делать выводы и сохранять опыт о последствиях такого поведения. Не имея доступа к сети, школьники испытывают дискомфорт, а также беспокойство и раздражение.

Таблица 3

Статистика (студенты)

 

Com

Wit

Tol

IH

TM

N    Валидные

48

48

48

48

48

Пропущенные

0

0

0

0

0

Среднее

10,00

11,21

8,35

12,13

9,10

Опираясь на результаты Таблицы 3, можно сделать вывод. Что высокий уровень значений интернет-зависимости у студентов по таким шкалам, как IH (внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем), Wit(симптомы отмены) и Com(компульсивные симптомы) говорит о том, что студенты испытывают тягу к поведению, связанному с риском и поиском ощущений, с тенденцией быстро забывать о неудачах, делать выводы и сохранять опыт о последствиях такого поведения. Не имея доступа к сети, студенты испытывают дискомфорт, а также беспокойство и раздражение. Студенты испытывают навязчивое желание зайти в сеть, с которым не могут совладать, им трудно перебороть себя.

Таблица 4

Статистика критерия (группируемая переменная: группа)

 

Com

Wit

Tol

IH

TM

Статистика UМанна- Уитни Асимпт. знч. (двухсторонняя)

994,500

 

0,246

852,500

 

0,027

1120,500

 

0,816

1148,500

 

0,979

1027,500

 

0,357

Анализируя результаты Таблицы 4, можно отметить, что студенты более интернет-зависимы, чем школьники. Шкала Wit (симптомы отмены) имеет наибольшие различия. Это говорит о том, что школьники более спокойно переносят невозможность выйти в сеть, у них более выражен контроль над желанием подключится к интернету. Студентам же сложнее подавить это желание. Когда интернет отключен или недоступен, пребывая вне сети в течение определенного периода времени, они считают, что упускают что-то важное, при этом ощущая  беспокойство и раздражение.

Целью нашей работы было выявление различий интернет-зависимости между старшеклассниками и студентами из городов и сёл. Для ее достижения был решен ряд задач. Нами был проведен теоретический анализ литературы.

Мы пришли к выводу о том, что интернет-зависимость можно диагностировать с помощью теста "Шкала интернет-зависимости Чена (шкала CIAS)".

Затем было проведено эмпирическое исследование для подтверждения наличия различий в выраженности интернет-зависимости у студентов и школььников городов и сел. По полученным результатам можно сказать следующее: значимых различий в выраженности интернет-зависимости между школьниками и студентами нет, однако существуют различия по шкале Wit (симптомы отмены), что говорит о появлении такой реакции организма, которая возникает при прекращении и/или снижении пребывания в сети. Студентам сложнее подавить желание выйти в интернет. В то время, как школьник понимает негативные последствия чрезмерного увлечения интернетом, студент начинает придумывать себе оправдания о необходимости продолжения работы в сети, при том осознавая возможные неприятности.

Также мы получили отсутствие каких-либо различий по шкале Tol (симптомы толерантности), что говорит о тенденции к увеличению времени пребывания в интернете, чтобы получат то же удовлетворение, что и раньше.

Как школьники так и студенты практически в равной степени имеют проблемы со здоровьем, а так же проблемы с управлением временем из-за своего пристрастия к интернету.

Таким образом, гипотеза о том, что студенты более подвержены интернет-зависимости, чем учащиеся в старших классах подтвердилась.