Современное информационное общество ставит перед новым поколением людей всё более и более сложные задачи. Нам приходится адаптироваться к жизни в условиях постоянно растущего информационного потока. Информация часто многоаспектна, иногда противоречива, не всегда достоверна.
Вместе с тем наблюдается резкое снижение уровня читательской компетенции у современных учеников, часто интерес к чтению и вовсе отсутствует. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования большое внимание уделяет формированию навыков чтения и работы с текстом.
Обучение учащихся умению сравнивать, систематизировать, анализировать и оценивать полученную информацию и информационный источник – важная задача в работе учителя-историка.
Современные школьники, имеющие доступ к информационным ресурсам сети Интернет, не стремятся накопить большой «багаж знаний» на всю жизнь. Следовательно, главной задачей для учащихся становится не механическое накопление знаний, а умение искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать нужное и оценивать полученный результат.
Для изучения истории важно развитие не только базовых умений смыслового чтения, но и умений, специфических для нашего предмета. Таких, например, как умение работать с историческими понятиями, исторической картой, историческими источниками.
На уроках истории работа ведется со следующими категориями текстов:
– документы государственного характера: межгосударственные договоры, нормативно-правовые акты и т.д.
– тексты исторических произведений: хроники, анналы, летописи, исторические произведения;
– художественные произведения и тексты бытового жанра: былины, сказания, поэмы, берестяные грамоты, личная переписка, свидетельства очевидцев;
– сочинения и научные труды ученых-историков;
– учебник, хрестоматия.
Существуют общие приемы работы с историческим источником, направленные на извлечение как общей, так и частной информации.
На уроках истории мы осваиваем следующий алгоритм работы с историческим документом как систему вопросов и заданий.
1) Определите название источника.
2) Определите вид источника.
3) Кто автор текста? Что мы знаем о нем? Чем он известен? Чем он был знаменит?
4) Укажите место и время создания источника.
5) Какие факты приведены в документе?
6) В чем его главный смысл?
7) Что в этом документе вам незнакомо?
8) Какую информацию в этом источнике можно считать достоверной? Почему?
9) Что вызывает сомнение? Почему?
10) Какие ещё источники можно использовать, чтобы подтвердить достоверность источника или развеять наши сомнения?
Подобная работа формирует критическое отношение к любой информации, учит школьников сомневаться, доказывать и опровергать.
Таким образом, на уроках истории учащиеся учатся оценивать исторические источники, выделять различные точки зрения на одно и тоже историческое событие, доказывать и делать вывод о степени достоверности информации, содержащейся в документе.
Например, на уроке истории в 6 классе по теме «Формирование древнерусского государства» учащимся предлагаются два текста из разных исторических источников, раскрывающих проблему призвания варяжских князей на Русь и их роль в образования древнерусской государственности:
Текст 1
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.
И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро…»
«Повесть временных лет». Начало XII в.
[1] Многие учёные считают, что летописец, скорее всего, ошибался в том, что в легенде о призвании варягов речь идёт о братьях: их имена очень похожи на скандинавские слова «сине хус» — «со своим родом, домом», «тру варинг» — «верной дружиной».
Текст 2
Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стягивались торговые лодки отовсюду, с Волхова, Западной Двины, Верхнего Днепра и его притоков. Отсюда в летописном рассказе о событиях IX и X вв. довольно явственно выступают два факта: тяготение варяжских пришельцев с Балтийского моря к Киеву и экономическая зависимость русских городов от Киева. Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли. Вот почему всех варяжских князей, появлявшихся на севере, тянуло к Киеву. Из-за него они соперничали друг с другом и истребляли один другого. Так новгородский князь Олег за Киев погубил земляков своих Аскольда и Дира; так и другой новгородский князь, Владимир, за тот же Киев погубил своего родного брата Ярополка.
С другой стороны, все торговые русские города стояли в экономической зависимости от Киева. В Киеве сходились нити их благосостояния; он мог подорвать их торговлю, перерезав главную артерию хозяйственных оборотов страны, не пропуская торговых лодок вниз по Днепру к азовским и черноморским рынкам. Поэтому общим интересом этих городов было жить в дружбе с Киевом, чтобы из Киева иметь свободный выход на степные торговые дороги.
В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ. «Курс русской истории»
После внимательно знакомства с текстом исторического источника учащиеся определяют его основные характеристики: название источника и его вид, дату создания.
- Кто является автором документа, и чем он знаменит?
Так в первом тексте дети должны определить и вспомнить, что это первоисточник: письменный летописный свод «Повесть временных лет», написанный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, примерно в XII веке.
А второй представляет собой текст исторического сочинения «Курс русской истории» Василия Осиповича Ключевского – известного русского историка, профессора Московского университета, государственного деятеля конца XIX – начала XXв.
После анализа текста учащиеся должны определить его основную мысль и выделить факты, которые содержатся в историческом источнике.
Таким образом, в обоих текстах содержатся сведения о территории, которую населяли восточные славяне в IX веке, об основных племенных центрах славян – Новгороде и Киеве и о степени развития славян в указанный период. Также в первом источнике мы можем узнать год и причину призвания варяжских князей. А с помощью сочинения В.О.Ключевского учащиеся могут сделать вывод об уровне хозяйственного развития Киева и его ключевой роли в развитии русской торговли.
Далее перед учащимися ставится более сложная задача: подтвердить или опровергнуть норманнскую теорию происхождения древнерусского государства, созданную в XVIIIв. немецкими ученными, работавшими в Петербуржской АН по приглашению Анны Иоанновны Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлецером, используя факты исторических источников.
Например, с помощью текста учащиеся должны представить доказательства того, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь, а также определить их роль в процессе создания Древнерусского государства. В ходе дискуссии, опираясь на текст, ученики доказывают то, что славяне сами были способны создать государство.
Учащиеся также высказывают свое мнение о том, что в тексте может считаться недостоверным и почему на эти факты не стоит опираться, давая оценку историческим событиям.
Завершая работу с историческими источниками, учащиеся смогут сделать вывод о необходимости учитывать точку зрения, как норманнистов, так и антинорманнистов в вопросе формирования древнерусского государства, но относиться к данной неоднозначной информации нужно критически. Также, чтобы проверить достоверность информации можно обратиться и к другим историческим источникам.
Таким образом, система представленных заданий по работе с историческими источниками развивает интерес учащихся не только к предмету история, но и к чтению в целом. Такая работа способствует развитию познавательных УУД у учащихся, а также развивает способность критически оценивать огромное количество информации, которое находится в сети Интернет.
Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы, так как они используются для выполнения самых разных заданий: чтения параграфа учебника, условий выполнения заданий, инструкции, алгоритма действий во время самостоятельных, проверочных и контрольных работ. Учащимся приходится подбирать, анализировать и оценивать информацию при выполнении проектных и исследовательских работ, при написании рефератов. Умение критически относится к информации, помогает учащимся быть успешными в этих делах.