Полный текст статьи
Печать

Появление игры, бесспорно, один из величайших социокультурных «шагов вперёд», и время зарождения игры соизмеримо с периодом появления общества. На сегодняшний день игра приобрела статус всеохватывающего вида активности, применяемым практически в любых социальных отраслях.

Использование игровых технологий на уроках иностранного языка в школе способствует повышению заинтересованности, концентрации внимания, речемыслительной производительности учащихся. Игровая форма проведения занятия пробуждает заинтересованность процессом обучения и способствует активизации мыслительных процессов учащихся.

Е .И. Пассов, автор труда «Урок иностранного языка в средней школе» раскрывает сущность и значение игры, высказывая мысль о том, что: игра – это:

1) деятельность;

2) мотивированность, отсутствие принуждения;

3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная;

4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

5) развитие психических функций и способностей;

6) «учение с увлечением» [1].

По мнению Селевко Г. К. игра – это «универсальное средство, помогающее преподавателю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое занятие» [2].

Рассмотрим концептуальные основы игровых технологий:

- психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции и самореализации;

- игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности;

- игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок;

- игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов»;

- в возрастной периодизации особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. 

Концептуальные основы определяют содержание игровых технологий, в котором можно выделить следующие компоненты:

1. Мотивационный. Он связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры.

2. Ориентационно-целевой. Связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.

3. Содержательно-операционный. Предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.

4. Ценностно-волевой. Обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания.

5. Оценочный. Обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.

Все рассмотренные компоненты игровой технологии определяют технологическую структуру игры и включают ряд структурных элементов:

- мотивационный – установочный момент, игровая ситуация;

- ориентационно-целевой – задачи игры;

- содержательно-операционный – правила игры;

- ценностно-волевой – игровое состояние;

- оценочный – результат игры.

Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.

Игра вовлекает в деятельность большое количество школьников, что способствует воспитанию у них навыков совместной работы, умений находить общий язык с различными представителями учебного коллектива. Использование игровых технологий на уроках иностранного языка выполняет несколько функций:

  1. тренирует учащихся в выборе нужного речевого клише;
  2. способствует многократному повторению языковых единиц;
  3. создает психологическую готовность к реальному речевому общению. С помощью игр можно овладеть как монологической, так и диалогической речью.

Кроме того, использование игровых технологий на занятиях помогает сделать учебный процесс менее напряженным и интересным, в результате чего учебный материал обучающимися усваивается эффективнее.

Важно помнить, что применение игровых технологий зависит от условий и целей урока, содержания и уровня подготовки материала, эмоционального настроя учащихся и других факторов. Например, если педагог использует игру для закрепления материала, на нее может отводиться не более 20 минут от урока. Важно помнить, что какой бы ни была игра важно соблюдать правила ее организации и проведения, чтобы учащиеся не переутомлялись, а также не теряли эмоциональную активность во время уроков иностранного языка.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Подбор материала происходит с учётом уровня подготовки обучающихся, которому должны соответствовать все организуемые игры. С её помощью у обучающихся происходит развитие организаторских способностей, привитие навыков самодисциплины, создание положительного эмоционального фона. В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игровые технологии можно использовать как на уроке (при определении темы урока, для закрепления знаний и т.д.), так и во внеурочной деятельности. Следовательно, игровые технологии влияют не только на положительную эмоциональную активность, самодисциплину, эффективность познавательной деятельности, но и на постижение смысла этой деятельности. Как сказал Сухомлинский В. А.: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3].

Во всех языках присутствуют многозначные слова. Объем полисемантических слов в английском языке высок, как ни в каком другом. Первоначально надо ознакомить учащихся с основными из них, показать их коннотацию, т.е. ассоциации, которые эти слова вызывают у обучающихся. Более того, важно объяснить социальный контекст, т.е. правильное использование с другой лексикой. Для хорошего чтения, письма, речи, понимания на слух необходимы знания и умения в области лексики, грамматики, фонетики. Особенно важны лексические навыки, поскольку от них зависит упех во владении грамматикой, чтением, письмом.

Для развития лексических навыков важно активное участие всех видов памяти:

- зрительной, которая тренируется путем чтения и написания слов;

- слуховой, которая развивается при восприятии иностранного языка на слух и в процессе устной речи;

- моторной, участие которой связано с работой органов речи и актом письменной фиксации слов,

- логической, при помощи которой происходит полное осмысление и всестороннее продумывание усвоенного материала» [4].

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что для прочного запоминания чего-либо необходимо «чтобы как можно больше органов чувств – глаза, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания. При таком дружеском содействии всех органов в акте усвоения», - указывал Ушинский, - «вы победите самую ленивую память» [3].

Для эффективного развития лексических навыков можно использовать следующие виды игр:

- Игры с использованием техники (компьютер, проектор, интерактивная доска).

- Игры, с использованием флеш-карт.  Флеш-карта – это карточка с написанными на ней символами и изображениями: числа, термины, формулы, слова, картинки, которая создана для вызова мгновенного ответа. Карточки должны быть универсальными для лёгкого использования в течение занятия. Для этого необходимо выбрать размер карточки, материал и правильное разграничение карточки, например, на лицевой стороне написано слово на иностранном языке, а на обратной стороне – его значение, которое может изображаться в виде картинки или фразы (слова).Использование флэш-карточек является эффективным методом для:

А) развития графических умений;

Б) эффективного запоминания лексики;

В) чтения;

Г) говорения;

Д ) повышения мотивации к изучению иностранного языка.

- Лексические игры. Представляют собой ситуативно-вариативные упражнения, в которых создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью и целенаправленностью воздействия:

А) Memorygame. Учитель пишет на доске слова или словосочетания, которые надо закрепить. Учитель просит отвернуться или закрыть глаза и стирает некоторые буквы. Ученики должны догадаться, какой части слова не хватает.

Б) ChampionGame. Начиная игру, учитель называет первое слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если кто-то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.

В) Цепочка слов. Учитель начинает цепочку слов, произнеся например такое словосочетание: 'anicecat'. Затем предлагает первому учащемуся заменить в нём прилагательное, например: 'ablackcat'. Далее просит второго учащегося заменить в новом словосочетании существительное, например: 'a blackdog’ и т.д. Учащийся, не нашедший подходящего слова, выбывает из игры, а цепочку продолжает следующий участник. Задание продолжается до тех пор, пока в нём не останется один победитель.

Г) Кроссворд и wordsearch. Кроссворд на английском языке – это головоломка, представленная в виде сетки слов, пересекающих друг друга по горизонтали и вертикали. Отвечая на вопросы или описательные определения кроссворда, учащиеся получают слова, которые и вписывают в сетку. По правилам, ответами могут быть только существительные в именительном падеже и единственном числе. Но в настоящее время можно встретить любые новшества в этой игре со словами.

Д) Findthestranger. Найти лишнее слово и объяснить почему.

Использование игровых технологий на уроках иностранного языка повысит эффективность формирования лексических навыков, если выявлена сущность игрового процесса; определены особенности её исполнения для формирования данных способностей и выявлены потенциальные возможности использования игровых технологий.

Таким образом, использование игровых технологий на уроках иностранного языка, с одной стороны, способствует развитию лексических навыков, с другой стороны, развивает такие качества, как заинтересованность, самостоятельность, самоорганизацию и мотивацию к познанию новой информации.