В XXI веке тема сохранения здоровья человека становится одной из самых актуальных и первостепенных, несмотря на то, что люди во все времена уделяли особое внимание вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни. Однако наиболее актуальной данная проблема стала в современном обществе. Это связано с тем, что сегодня, в век информационных технологий, у человека зачастую не хватает времени, задуматься о состоянии своего здоровья.
К сожалению, это касается не только взрослых. Серьезную тревогу специалистов вызывает и состояние здоровья современных школьников. По данным Минздрава, в начале третьего тысячелетия первая группа здоровья отмечалась только у 20% детей, при этом абсолютно здоровых детей - всего 2,5% [1].
По материалам Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (далее - НЦЗД РАМН), количество детей и подростков в России составляет около 30 млн. человек, из них почти 20 миллионов дети, обучающиеся в образовательных учреждениях разных видов, в т.ч. более 13,6 млн. - школьники [2].
Задача любого образовательного учреждения заключается в организации учебно - воспитательного процесса таким образом, чтобы он был направлен на сохранение здоровья, коррекцию имеющихся у учащихся и педагогов нарушений.
У понятия «здоровье» существует множество[1] определений. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [3].
Следовательно, специалисты ВОЗ обращают внимание на соотношение факторов (Рисунок 1):
Рисунок 1. Факторы, влияющие на формирование здоровья
Рисунок 1 позволяет сделать вывод, что состояние здоровья подрастающего поколения в большей степени зависит от социальных детерминант здоровья (это условия, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют, включая системы здравоохранения). Поэтому действия всех людей, заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья детей должны быть направлены на то, чтобы устранять неблагоприятные факторы ещё до того, как они приведут к развитию тех или иных проблем.
По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования (далее – ИВФ РАО) [4], 20-40% негативного влияния, ухудшающего здоровье детей, вызывают школьные факторы риска, которые порождает образовательная среда. Исследования ИВФ РАО позволяют выявить не только те факторы (школьные факторы риска – ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и провести ранжирование по значимости и силе воздействия на здоровье школьников в порядке уменьшения:
- стрессовая тактика педагога;
- несоответствие выбранных методик и технологий обучения возможностям школьников, как возрастным, так и функциональным;
- нарушение элементарных санитарно-гигиенических требований к подготовке учебного - воспитательного процесса;
- неполная осведомленность родителей в проблемах сохранения и укрепления здоровья детей;
- недостатки в современной системе физического воспитания;
- существенное повышение уровня учебного процесса;
- функциональная некомпетентность преподавателя в вопросах сохранения и укрепления здоровья;
- выборочное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- полное отсутствие или нехватка комплексной работы, связанной с формированием понимания ценности здоровья и постоянного поддержания здорового образа жизни.
Правительством РФ поставлена задача сохранения и укрепления здоровья 13,5 млн. учащихся общеобразовательных учреждений. Главным стратегическим направлением реформирования системы образования выступает формирование у них неоценимой важности здорового образа жизни [5].
Охрана здоровья детей, согласно статье 7 ФЗ № 323 от 21.11.2011 «Закон об охране здоровья граждан», признана государством важнейшим и необходимым условием физического и психического развития подрастающего поколения [6].
В соответствии с 41 статьей ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья школьников определяет обязательность регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации [6, 7].
В дальнейшем, низкий уровень жизни, несбалансированное питание, неправильно спланированный режим труда и отдыха еще больше подрывают здоровье подрастающего поколения. Непрерывные новации в системе обучения и ее несовершенство, рост социально-педагогических требований оказывают дополнительное негативное влияние на здоровье школьников [8].
Многочисленные исследования показывают, что лишь 10-15% школьников практически здоровы, примерно 50% имеют незначительные морфологические или функциональные отклонения и 35-40 % - хронические заболевания [9].
Весомым доказательством неблагополучия является то, что здоровье современных школьников значительно хуже по сравнению с детьми того же возраста двадцать или тридцать лет назад. Наибольшее увеличение количества и видов болезней происходит во время получения школьником общего среднего образования. Среда, в которой живет ребенок, во многом определяет здоровье ребенка, его рост и развитие, социально-психологическую адаптацию. Для детей от 6 до 17 лет такой средой является учебное заведение, т.к. более 70% времени бодрствования связано с его пребыванием в учреждениях образования. Однако, именно в это время происходит развитие и интенсивный рост ребенка, формирование его здоровья [4].
Негативную тенденцию можно проследить на примере состояния здоровья детей отдельного региона, в частности, Кировской области [10].
Мониторинг состояния здоровья школьников Кировской области, проводимый по данным профилактических осмотров в 2012 году установил следующее (рисунок 2):
- к первой группе здоровья, состоящей из практически здоровых детей, у которых не выявлены факторы риска, имели только лишь 16,9%, чем в 2011г.-17,2%;
- ко второй группе здоровья, предусматривающую риск развития хронической патологии и функциональные нарушения, имели 63,7% детей;
- к третьей группе здоровья были отнесены почти 18%, которые уже имеют хронические заболевания;
- к четвертой и пятой группе здоровья, включающую инвалидизирующие заболевания, имели 1,5% детей.
Рисунок 2 - Распределение учащихся общеобразовательных учреждений Кировской области по группам здоровья (%).
Научные исследования последних лет показывают, что в учреждениях с интенсификацией процесса обучения (лицеях, гимназиях, авторских школах) реальный объем недельной нагрузки, куда входит время обучения в школе и время выполнения домашних заданий, влечёт за собой продление «рабочего дня» учащегося до 10-12 часов в сутки в начальных классах и до 15-16 часов в старших классах. Дефицит свободного времени школьники компенсируют за счет ночного сна и минимизации двигательной активности (в состоянии гиподинамии находится 75% школьников) [9].
Макарова Л. П. и Корчагина Г. А. в своей статье «Особенности состояния здоровья современных школьников» [11] указывают, что итогом интенсификации учебного процесса служит выраженное проявление утомления к концу дня и недели у 40 - 55 % школьников, в то же время в обычных школах доля таких детей составляет 20 - 30 %. Подавляющее количество учащихся указанных школ имеют хронические заболевания.
Из вышеуказанного важно отметить, что в последнее время отмечается прямо пропорциональная зависимость роста отклонений и состояния здоровья школьников от интенсивности и объёма учебной нагрузки. Это указывает на то, что ухудшение здоровья подрастающего поколения в значительной мере связано не только с увеличением напряжённости учебного процесса и перезагрузками, но и с гиподинамией и переутомлением.
Общеобразовательные учреждения должны быть ориентированы на обучение и воспитание детей с учётом их индивидуального физического развития, а также решать одновременно с образованием задачи по оздоровлению детей и профилактике заболеваний и травм.
По сути, здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения - это минимизация действий школьных факторов риска и оптимизация образовательной среды комплексными методами.
Под термином «здоровьесберегающая технология» понимается целостная система воспитательно - оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий, которые реализуются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребёнка и доктора.
Условно можно выделить несколько направлений среди здоровьесберегающих технологий, присутствующие в системе образования и основанные на разнотипных подходах к охране и профилактике здоровья:
1. Физкультурно - оздоровительное направление предполагает применение технологий, направленных на закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и т.п., где выдвигается на первый план аэробная нагрузка. Зачастую реализуется с помощью занятий физической культурой и спортивных кружков;
2. Экологическое направление реализуется посредством создания живых уголков, природоохранных мероприятий, обустройства территорий и т.п.;
3. Обеспечение безопасности жизнедеятельности осуществляется непосредственно во время изучения курса ОБЖ;
4. Социально адаптирующее направление задействует технологии, направленные на создание психологически благополучного микроклимата в коллективе;
5. Медико - гигиеническое предусматривает наличие обязательного контроля за гигиеническими нормами и помощь по организации соответствующих гигиенических условий;
6. Лечебно-оздоровительное направление подразумевает технологии, ориентированные на восстановление физического здоровья детей. Общеизвестно как система лечебно-физической культуры – ЛФК;
7. Разнообразные подходы к процессам обучения и воспитания, которые демонстрируют значительное воздействие на здоровье детей, то есть здоровьесберегающие образовательные технологии, сосредоточенные на «усиление ресурса» (действие, направленное на восстановление, сохранение и создание жизненного потенциала человека).
Следовательно, для сохранения здоровья требуется более расширенное представление о здоровье и болезнях, умелое использование всего спектра факторов, оказывающих влияющие на его составляющие, овладение оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.
На базе одной из общеобразовательных школ города Кирово - Чепецка Кировской области был проведён мониторинг состояния здоровья учащихся 5-ых классов за первое полугодие 2016-2017 учебного года. Сводные данные физического развития и физической подготовленности обучающихся представлены в сводной таблице 1.
Таблица 1. Мониторинг здоровья физического развития и физической подготовленности учащихся 5-ых классов
Показатель |
5 «А» класс |
5 «Б» класс |
5 «В» класс |
||||
Количество учащихся |
|
22 из них: |
21 из них: |
22 из них: |
|||
девочек |
13 |
11 |
13 |
||||
мальчиков |
9 |
10 |
9 |
||||
Физкультурная группа (ФГ), в % |
основная |
16 уч. |
72,7% |
20 уч. |
95,2% |
19 уч. |
86,4% |
подготовительная |
5 уч. |
22,7% |
1 уч. |
4,8% |
3 уч. |
13,6% |
|
специальная (А) |
1 уч. |
4,6% |
- |
- |
- |
- |
|
Группа здоровья (ГЗ), в % |
I |
2 уч. |
9,1% |
8 уч. |
38,1% |
6 уч. |
27,3% |
II |
17 уч. |
77,3% |
12 уч. |
57,1% |
10 уч. |
45,4% |
|
III |
3 уч. |
13,6% |
1 уч. |
4,8% |
6 уч. |
27,3% |
|
Количество заболеваний |
2 случая |
9 случаев |
1 случай |
Проанализировав полученные результаты (Таблица 1), делаем следующие выводы:
• у преимущественного количества учащихся каждого класса основная физкультурная группа (ФГ) и II группа здоровья (ГЗ). Соответственно, в 5 «А» классе - 72,7% ФГ и 77,3% ГЗ; в 5 «Б» классе - 95,2% ФГ и 57,1% ГЗ; в 5 «В» классе - 86,4% ФГ и 45,4% ГЗ;
• достаточно высокие показатели пропусков занятий учащимися по болезни в 5 «Б» классе.
Также необходимо отметить существенно положительные показатели по количеству учащихся, отнесённых к I группе здоровья (в 5 «Б» классе - 38,1% и в 5 «В» классе - 27,3%).
Кроме того, наблюдаются стабильно низкие показатели по количеству случаев заболеваемости за первое полугодие среди учащихся 5 «А» и 5 «В» классов. Абсолютно отсутствуют учащиеся со специальной физкультурной группой в 5 «Б» и 5 «В» классах.
Исходя из данных об индивидуальных особенностях и возможностях организма детей, проведение мониторинга здоровья обучающихся позволит обеспечить следующее:
- сохранение здоровье в процессе индивидуального развития и обучения;
- профессиональная ориентация (выбор профессии, осознанный и адекватный возможностям организма);
- оценка здоровьесохраняющей деятельности образовательного учреждения;
- индивидуальный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- достижение наибольшей эффективности посредством коррекции учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, представленный анализ состояния здоровья детей и анализ факторов, влияющих на формирование здоровья, в совокупности указывает на то, что проблема сохранения здоровья детей является приоритетной во всех образовательных учреждениях. Это позволяет сформулировать основные направления работы по снижению заболеваемости детей:
1) Совершенствование законодательной и нормативной базы обеспечения охраны здоровья и медицинской помощи детям;
2) Внедрение и развитие в учебный процесс технологий здоровьесбережения.
Именно это должно стать главным направлением в деятельность каждого образовательного учреждения для школьников любого возраста. В определённой степени решить её поможет более интенсивное использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности, а не только практическое применение данных технологий в организации учебно-воспитательного процесса.