Полный текст статьи
Печать

Одним из приоритетных направлений обеспечения экологической безопасности  и устойчивого развития страны является развитие системы экологического образования и просвещения, а также повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности  [1].

В системе экологического образования особое внимание отводится высшим учебным заведениям. Связано это с тем, что в рамках высшего образования закладываются основы для эффективного преодоления противоречий в системе «общество и природа».

От специалиста - эколога, его профессиональной компетентности будет зависеть поиск и реализация оптимальных решений производственно-хозяйственной проблемы, когда экономическая деятельность осуществляется с учетом экологических представлений [2].

В основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО) лежит концепция компетентностного подхода, которая ориентирована на приобретение обучающимися профессиональных знаний и умений, а также формирование у будущих экологов компетенции охраны окружающей среды.

Исследованием компетентностного подхода в образовании занимались такие ученые, как В.И. Байденко, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, Ю.О. Моисеенко, Дж. Равен Ю.Г. Татур, С.Л. Троянская, А.В. Хуторской, и другие [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10].

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование компетенций.

Мы согласны с точкой зрения многих ученых, что формирование компетенции охраны окружающей среды в настоящее время является одной из приоритетных задач высшего образования, так как именно она обуславливает согласование социально-экономического развития общества и сохранения качества окружающей среды.

Изучив различные точки зрения относительно понятия «компетенция», мы взяли за основу определение, данное Н.Ф. Ефремовой, которая полагает, что компетенции – это обобщенные качества личности, отображающие ее способности наиболее универсально использовать полученные знания, умения и опыт, действовать и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, которые могут быть сформированы лишь в реальных ситуациях [11].

Для того чтобы сформулировать определение компетенции охраны окружающей среды, необходимо уточнить понятие охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017):

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

В контексте устойчивого развития охрана окружающей среды – представляет собой систему государственных и общественных мероприятий (просветительных, экономических, экологических), проводимых на национальном и международном уровнях, направленных на минимизацию негативных антропогенных воздействий на природные компоненты экосистем и гармонизацию взаимоотношений природы и общества с целью сохранения способности природных систем к саморегуляции и регенеративности.

На основании всего вышесказанного компетенция охраны окружающей среды в нашем понимании – это интеграция индивидуальных качеств личности, включающая владение экологическими знаниями, практическими умениями и навыками деятельности в рамках экологического императива, способность к ситуативной деятельности в природе и обществе, опыт разрешения конфликтных экологических ситуаций, ценностное отношение к окружающему миру, ответственность за свои действия и поступки, а также личностные качества человека, обеспечивающие осознанное и экологически обоснованное регулирование природопользования.

Успешная природоохранная деятельность будущих экологов будет определяться уровнем сформированности компетенции охраны окружающей среды, которая позволит эффективно действовать выпускнику при решении следующих профессиональных задач [12]:

проведение оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;

установление закономерностей влияния важнейших объектов и видов хозяйственной деятельности на природную среду и население;

выявление источников, видов и масштабов техногенного воздействия;

выявление принципов оптимизации среды обитания;

изучение техногенных катастроф и их последствий, планирование мероприятий по профилактике и ликвидации последствий экологических катастроф;

обеспечение достоверной экологической информацией различных отраслей экономики;

производственный экологический контроль в организациях;

разработка профилактических мероприятий по защите здоровья населения от негативных воздействий хозяйственной деятельности;

участие в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и иных наук об окружающей среде, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

осуществление сбора и первичной обработки материала;

участие в полевых натурных исследованиях;

проектная деятельность: сбор и обработка первичной документации для оценки воздействий на окружающую среду;

участие в проектировании типовых мероприятий по охране природы;

проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня;

разработка проектов практических рекомендаций по сохранению природной среды.

Таким образом, компетенция охраны окружающей среды позволяет не только успешно действовать при решении профессиональных задач, но и определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к профессиональной деятельности.

Исследования, посвященные проблемам формирования компетенции охраны окружающей среды, пока находятся на стадии становления, но резюмируя, высказанные в них подходы, можно отметить, что движущими силами процесса формирования компетенции охраны окружающей среды является разрешение противоречий в экологической деятельности, например, между нарастающими темпами деградации окружающей природной среды, в процессе углубления экологического кризиса и низкой скоростью осознания обществом остроты ситуации, а также потребности и готовности преодолеть этот кризис.

Содержание компетенции охраны окружающей среды можно представить следующим образом.

1. Когнитивный компонент предполагает формирование системы экологических знаний (естественнонаучных, практических, правовых), способов мышления, выступающих основой для экологической деятельности. Совокупность знаний, является источником для формирования целостной картины мира, что способствует объяснению взаимосвязей в экологических системах, ответственность за результаты собственной экологической деятельности, принятие решений в области охраны окружающей среды.

Следует отметить, что данный компонент выступает основой для эколого-ориентированной профессиональной деятельности.

2. Деятельностный компонент включает в себя умения ориентироваться, анализировать, проектировать, прогнозировать состояние окружающей среды, применять экологические знания для решения природоохранных задач в типовых и нестандартных ситуациях.
3. Мотивационный компонент, предполагает сочетание интересов, качеств личности, потребностей, мотивирующих к осуществлению природоохранной деятельности: потребности в благоприятных условиях существования; потребности в познании законов природы с целью гармонизации своей деятельности и природных процессов; потребности духовного общения с природой, осознание её уникальности; мировоззренческие потребности (понять свое предназначение в мире и согласно с этим осуществлять свою деятельность). Развитие данного компонента закладывает основу для профессионального и личностного самосовершенствования, самореализации будущего специалиста.

Следовательно, предложенная структура компетенции охраны окружающей среды может быть определена как единство мотивационного, деятельностного и когнитивного компонентов.

Очевидно, что воздействие на окружающую среду экологически некомпетентной деятельности может привести к необратимым последствиям, поэтому, одной из наиболее актуальных проблем высшего образования является формирование у будущих экологов ответственного перед будущими поколениями отношения к природной среде. Таким образом, формирование компетенции охраны окружающей среды ориентирует студентов не только на получение базовых знаний об устройстве и функционировании природных и природно-антропогенных систем в природе и обществе в их взаимосвязи; о путях минимизации последствий хозяйственной деятельности и др., необходимых для существования в современном обществе, но, большей частью, на развитие практического опыта участия в решении природоохранных задач, направленных на улучшение качества окружающей среды и поиска эффективных путей преодоления экологического кризиса.