Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением ФГОС нового поколения, построенного на системно-деятельностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение предмета. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанные с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. К современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. 

В широком круге образовательных дисциплин географии уделяется небольшое место в базовом учебном плане. Например, в шестом классе это всего один час в неделю (без учёта регионального компонента). В седьмом, восьмом и девятом — два часа в неделю, в десятом и одиннадцатом — по одному часу в неделю, при условии, что класс общеобразовательный. А если класс имеет определённый профиль, география может вообще не изучаться.  На все параллели осталось 9 — 10 часов вместо 17-20. Практически исчез региональный компонент, дети мало внимания уделяют изучению своей малой родины. Современные географические проблемы освещаются в школьной географии очень слабо, поэтому нужно серьёзно и основательно обновить содержание географии.

Одна из основных проблем – это отсутствие единого стандарта в учебно- методическом комплексе. В современных рыночных условиях переход на множественность линий учебников привел к дезориентации учителей и учеников, отсутствию преемственности при переходе из одного учебного заведения в другое, снижению качества излагаемого учебного материала в значительной части вышедших изданий и, как следствие, снижению уровня географического образования.

Другой проблемой является то, что современные ученики стали намного рациональнее и соответственно усиленно изучают такие предметы, которые пригодятся даже не в жизни, а при поступлении в вузы. А география к таким предметам не относится. Наука, которая должна лечь в основу экономических, географических специальностей в ВУЗах, почему то полностью ими игнорируется. Хотя, на мой взгляд, география нужна менеджеру больше, чем обществознание. Даже при поступлении в педагогический университет на профильную специальность, мы не видим географию, а все то же обществознание.

Как ни странно, научно-технический прогресс. Цифровая революция привела к появлению электронных носителей информации и к возможности получить моментальный доступ к любой информации, в том числе и географического плана. Интернет, электронные карты, GPS-навигация и др. Зачем учить суховато написанные учебники по географии и рассматривать бумажные атласы, когда можно зайти в сеть и посмотреть информацию о разных территориях Земли. В крайнем случае, приобрести DVD с географическими фильмами. При этом ученику как бы всё равно, что учебник направлен на выработку системного и комплексного мышления, а в Интернете все хаотично. 

В условиях модернизации образования возрастают требования к профессиональным навыкам учителя. Одно из требований – совершенствование урока, который, несмотря на разнообразие форм организации обучения, остается основой образовательного процесса. Традиционные проведение уроков требует коренных изменений в связи с образовательными стандартами нового поколения. Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы. Основой современного урока географии выступает системно-деятельностный подход. Задача учителя – не просто излагать учебный материал, проверять усвоенное содержание, а организовывать деятельность учащихся с различными источниками географической информации, формулировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, создавать ситуации взаимодействия.

Проблемное положение школьной географии заставляет объединиться учителей и общественность, которые как ни кто другой видят прорехи в современном образовании. Для того, чтобы география заняла достойное место в образовании необходимо скорректировать вопросы значимости предмета для подрастающего поколения и в том числе взрослых; география должна быть обязательным предметом в школе, начального и среднего профессионального образования; география должна быть включена в перечень обязательных экзаменов в вузы (особенно на те специальности, которые непосредственно с ней связаны); география должна быть самостоятельным  предметом, а не находиться в очень сокращённом виде в составе в составе таких предметов как «Естествознание», «Обществознание», и т.д.

Ценность школьной географии заключается в том, что она – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Ценность географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель географического образования.

Таким образом, обучающиеся овладевают  законченной системой географических знаний и умений, возможностями их применения в жизненных, различных ситуациях, т.е. проявлять компетентность. 

Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии? 
- Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры.
- Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. 
- Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира во время экскурсий, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией.
- Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Например, создать презентацию к уроку или внеклассному мероприятию, показать и проанализировать снимки изучаемых территорий из Космоса. 
- Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в коллективе, владение различными социальными ролями.