Полный текст статьи
Печать

        Известно, что урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся. Специальными исследованиями выявлено, что у обучающихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, который является отправной точкой для возникновения психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы сберегаем их здоровье.

Создание благоприятного психологического климата на уроке является, пожалуй, одним из важнейших аспектов психологического комфорта учащихся во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. [3]

 

В связи с этим каждое образовательное учреждение призвано обеспечить здоровый образ жизни для всего коллектива учащихся путем:

  • использования технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс;
  • применения активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;
  • рациональной организации труда преподавателя и учащихся;
  • создания комфортного психологического климата;
  • соблюдения СанПиН и правил охраны труда;
  • чередования различных видов деятельности на уроке;
  • использования аудиовизуальных средств обучения.

Это хорошо известные всем педагогам элементы  здоровьесбережения на уроке. Поэтому я рекомендую использовать их активно и в системе.

Хотелось бы обратить внимание на инновационные современные технологии, методы и приёмы здоровьесбережения. Они, конечно, основываются на испытанных, но тем не менее, достаточно интересны. В основу некоторых из них положены приёмы кинезиологии - научной и практической дисциплины, изучающей мышечное движение во всех его проявлениях.

Кинезиология — это уникальный метод, который позволяет быстро и эффективно избавить организм от последствий стресса или напряжения.[1]

Выделяют:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья
  • Кинезиологические упражнения на дыхание (Упражнение «Дыхание йогов дыхательная гимнастикиа«Стрельниковой».)
  • «Кинезиологические упражнения на повышение активности мозга (упражнения на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление - упражнение «Ножки-ручки», Упражнение «Великий дирижер», Упражнение «Путаница», Упражнение «Снеговик»)
  • Гимнастика пальчиковая.
  • Гимнастика для глаз.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни
  • Самомассаж,
  • Точечный массаж и др.

Главные принципы здоровьесберегающих технологий, и инновационных в том числе:

  • принцип «Не навреди!»;
  • принцип сознательности и активности;
  • непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуальности;
  • всестороннего и гармонического развития личности;
  • системного чередования нагрузок и отдыха;
  • постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  • возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения, которые относятся и к педагогу:

  1. Соблюдайте режим дня!
  2. Обращайте больше внимания на питание!
  3. Больше двигайтесь!
  4. Спите в прохладной комнате!
  5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу (в пределах разумного!)!
  6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  7. Гоните прочь уныние и хандру!
  8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  10. Желайте себе и окружающим только добра!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы со школьниками (теория и практика);
  • «Кинезиологические упражнения на повышение активности мозга (упражнений на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление.)

Упражнение «Ножки-ручки»

  1. Сесть на высокий стул или стол, спину держать прямо, ноги должны качаться свободно.
  2. Растопырить пальцы рук и приложить кончики пальцев друг к другу, держа руки перед собой.
  3. Выполнять руками быстрые маховые движения в стороны — назад и вперед. Помните, что кончики пальцев должны снова встретиться друг с другом.

Чтобы усложнить себе задание: совершая мах руками вперед и сведя ладони, нужно широко развести ноги. А когда расходятся руки, сводите ноги вместе.

Упражнение «Великий дирижер»

Представьте себе, что вы дирижируете оркестром. Включите свою любимую музыку, подайте знак оркестрантам и не выпускайте из рук дирижерскую палочку.

  1. Поднимите обе руки приблизительно на высоту плеч. При этом одну руку расположите несколько выше другой.
  2. Рисуйте обеими руками в воздухе лежащие восьмерки. От середины восьмерок левая рука должна выписывать круги влево вверх, правая — вправо вверх.

После того как руки описали внешнюю дугу восьмерок и снова встретились, рисуйте перекрещенными руками внутреннюю дугу. Повторите движения в противоположном направлении.

Упражнение «Путаница»

  1. Возможно, эта детская забава еще осталась в вашей памяти. Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем слегка похлопывайте по голове, а живот поглаживайте круговыми движениями.
  2. Нужно поглаживать левой рукой область вокруг пупка движениями по часовой стрелке, а правой рукой — область под левой ключицей против часовой стрелки.

Упражнение «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на стул и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться.

Гимнастика пальчиковая

  • «Кинезиологические упражнения на повышение активности мозга (упражнений на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление.)

«Перчатки и мышата»

Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Шустрая мышка
Перчатку нашла.
Гнездо в ней устроив (Сложить ладони «ковшиком».)
Мышат позвала (Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест)
Им корочку хлеба (Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев)
Дала покусать,
Погладила всех (Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному)
И отправила спать. (Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку)

Гимнастика для глаз.

  • Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
  • Кинезиологические упражнения на дыхание – Дыхательная гимнастика

Упражнение «Дыхание йогов»

  1. Нужно сесть, расслабиться и выпрямить спину. Потом положить указательный и средний пальцы правой руки на переносицу.
  2. Безымянным пальцем слегка закрыть левый носовой ход и медленно вдохнуть на 8 счетов через правую ноздрю.
  3. Теперь задержите дыхание на 4 счета, а затем, слегка надавив большим пальцем, закройте правый носовой ход и сделайте выдох на 8 счетов через левую ноздрю.
  4. Задержите дыхание на 4 счета, затем снова сделайте вдох на 8 счетов, но на этот раз через левую ноздрю.
  5. Напомним, что дыхательные упражнения взбодрят мозг.

Для укрепления общего физического состояния школьников целесообразно применение дыхательной гимнастики «Стрельниковой»[4]. Эта гимнастика активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, плечевой пояс, брюшной пресс). Не только активизирует прилив крови к мозгу, но и улучшает питание всех внутренних органов, возвращая утраченные функции тем из них, которые больны. Координирует слаженную работу всех органов и систем, комплексно воздействуя на организм через активизацию его наиважнейшей функции-носового дыхания.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Самомассаж

ПОГЛАЖИВАНИЕ

Необходимо, что бы ладонь скользила медленно и главным образом по направлению оттока лимфы, т. е. от периферии к центру, по направлению к лимфатическим узлам массируемой области.

РАСТИРАНИЕ

Выполняйте растирание ладонной поверхностью кисти, буграми больших пальцев, подушечками указательного и среднего пальцев, основанием ладони, кулаками, локтевым краем кисти, костными выступами фаланг пальцев, согнутых в кулак, одной или двумя руками продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно.

РАЗМИНАНИЕ

Наложение руки на мышцу, отжим мышцы в сторону массирующей руки, захват и сдавливание ее между пальцами (большой палец с одной стороны мышцы, все остальные – с другой), отделение от кости и смещение ее в сторону большого пальца, возвращение мышцы на место и прижимание ее к костному ложу основанием ладони.

ПОКОЛАЧИВАНИЕ

ВСТРЯХИВАНИЕ – ПОТРЯХИВАНИЕ

Надавливая ладонью и пальцами на мышцу, осуществляйте быстрые колебательные движения в стороны. При этом накладывайте руку поперек хода мышечных волокон. Выполняйте встряхивание только на конечностях. Встряхивание нижних конечностей делайте двумя руками, а верхних – одной.

ДВИЖЕНИЯ

Точечный массаж

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов.

Формирования здорового образа жизни можно достичь, опираясь на здоровьесберегающие технологии, среди которых нужно особо выделить:

  • педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса;
  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);
  • информационные технологии;
  • метод проектов;
  • инновационные методы оценки результатов;
  • непосредственно здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательская деятельность;
  • адаптивная технология;
  • дифференцированное обучение;
  • обучение в сотрудничестве

При этом перед педагогом встают новые задачи, для решения которых могут применяться следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • рефлексия, обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

В результате реализации современных подходов в образовании к обучающему предъявляют жесткие и высокие требования, он ставится в такие условия, когда пути и средства решения проблемы нужно находить в системе реального времени и достигать при этом реального нужного результата. Для многих обучающихся это может привести к нарушению здоровья. К сожалению, местом формирования здоровья наших учащихся сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями, а система образования.

С целью решения проблемы сохранения здорового поколения при внедрении новых стандартов необходимо предусмотреть эффективное использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.