Известно, что урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся. Специальными исследованиями выявлено, что у обучающихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, который является отправной точкой для возникновения психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы сберегаем их здоровье.
Создание благоприятного психологического климата на уроке является, пожалуй, одним из важнейших аспектов психологического комфорта учащихся во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. [3]
В связи с этим каждое образовательное учреждение призвано обеспечить здоровый образ жизни для всего коллектива учащихся путем:
- использования технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс;
- применения активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;
- рациональной организации труда преподавателя и учащихся;
- создания комфортного психологического климата;
- соблюдения СанПиН и правил охраны труда;
- чередования различных видов деятельности на уроке;
- использования аудиовизуальных средств обучения.
Это хорошо известные всем педагогам элементы здоровьесбережения на уроке. Поэтому я рекомендую использовать их активно и в системе.
Хотелось бы обратить внимание на инновационные современные технологии, методы и приёмы здоровьесбережения. Они, конечно, основываются на испытанных, но тем не менее, достаточно интересны. В основу некоторых из них положены приёмы кинезиологии - научной и практической дисциплины, изучающей мышечное движение во всех его проявлениях.
Кинезиология — это уникальный метод, который позволяет быстро и эффективно избавить организм от последствий стресса или напряжения.[1]
Выделяют:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Кинезиологические упражнения на дыхание (Упражнение «Дыхание йогов дыхательная гимнастикиа«Стрельниковой».)
- «Кинезиологические упражнения на повышение активности мозга (упражнения на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление - упражнение «Ножки-ручки», Упражнение «Великий дирижер», Упражнение «Путаница», Упражнение «Снеговик»)
- Гимнастика пальчиковая.
- Гимнастика для глаз.
- Технологии обучения здоровому образу жизни –
- Самомассаж,
- Точечный массаж и др.
Главные принципы здоровьесберегающих технологий, и инновационных в том числе:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- всестороннего и гармонического развития личности;
- системного чередования нагрузок и отдыха;
- постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения, которые относятся и к педагогу:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу (в пределах разумного!)!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы со школьниками (теория и практика);
- «Кинезиологические упражнения на повышение активности мозга (упражнений на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление.)
Упражнение «Ножки-ручки»
- Сесть на высокий стул или стол, спину держать прямо, ноги должны качаться свободно.
- Растопырить пальцы рук и приложить кончики пальцев друг к другу, держа руки перед собой.
- Выполнять руками быстрые маховые движения в стороны — назад и вперед. Помните, что кончики пальцев должны снова встретиться друг с другом.
Чтобы усложнить себе задание: совершая мах руками вперед и сведя ладони, нужно широко развести ноги. А когда расходятся руки, сводите ноги вместе.
Упражнение «Великий дирижер»
Представьте себе, что вы дирижируете оркестром. Включите свою любимую музыку, подайте знак оркестрантам и не выпускайте из рук дирижерскую палочку.
- Поднимите обе руки приблизительно на высоту плеч. При этом одну руку расположите несколько выше другой.
- Рисуйте обеими руками в воздухе лежащие восьмерки. От середины восьмерок левая рука должна выписывать круги влево вверх, правая — вправо вверх.
После того как руки описали внешнюю дугу восьмерок и снова встретились, рисуйте перекрещенными руками внутреннюю дугу. Повторите движения в противоположном направлении.
Упражнение «Путаница»
- Возможно, эта детская забава еще осталась в вашей памяти. Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем слегка похлопывайте по голове, а живот поглаживайте круговыми движениями.
- Нужно поглаживать левой рукой область вокруг пупка движениями по часовой стрелке, а правой рукой — область под левой ключицей против часовой стрелки.
Упражнение «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на стул и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться.
Гимнастика пальчиковая
- «Кинезиологические упражнения на повышение активности мозга (упражнений на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление.)
«Перчатки и мышата»
Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Шустрая мышка
Перчатку нашла.
Гнездо в ней устроив (Сложить ладони «ковшиком».)
Мышат позвала (Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест)
Им корочку хлеба (Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев)
Дала покусать,
Погладила всех (Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному)
И отправила спать. (Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку)
Гимнастика для глаз.
- Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
- Кинезиологические упражнения на дыхание – Дыхательная гимнастика
Упражнение «Дыхание йогов»
- Нужно сесть, расслабиться и выпрямить спину. Потом положить указательный и средний пальцы правой руки на переносицу.
- Безымянным пальцем слегка закрыть левый носовой ход и медленно вдохнуть на 8 счетов через правую ноздрю.
- Теперь задержите дыхание на 4 счета, а затем, слегка надавив большим пальцем, закройте правый носовой ход и сделайте выдох на 8 счетов через левую ноздрю.
- Задержите дыхание на 4 счета, затем снова сделайте вдох на 8 счетов, но на этот раз через левую ноздрю.
- Напомним, что дыхательные упражнения взбодрят мозг.
Для укрепления общего физического состояния школьников целесообразно применение дыхательной гимнастики «Стрельниковой»[4]. Эта гимнастика активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, плечевой пояс, брюшной пресс). Не только активизирует прилив крови к мозгу, но и улучшает питание всех внутренних органов, возвращая утраченные функции тем из них, которые больны. Координирует слаженную работу всех органов и систем, комплексно воздействуя на организм через активизацию его наиважнейшей функции-носового дыхания.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Самомассаж
ПОГЛАЖИВАНИЕ
Необходимо, что бы ладонь скользила медленно и главным образом по направлению оттока лимфы, т. е. от периферии к центру, по направлению к лимфатическим узлам массируемой области.
РАСТИРАНИЕ
Выполняйте растирание ладонной поверхностью кисти, буграми больших пальцев, подушечками указательного и среднего пальцев, основанием ладони, кулаками, локтевым краем кисти, костными выступами фаланг пальцев, согнутых в кулак, одной или двумя руками продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно.
РАЗМИНАНИЕ
Наложение руки на мышцу, отжим мышцы в сторону массирующей руки, захват и сдавливание ее между пальцами (большой палец с одной стороны мышцы, все остальные – с другой), отделение от кости и смещение ее в сторону большого пальца, возвращение мышцы на место и прижимание ее к костному ложу основанием ладони.
ПОКОЛАЧИВАНИЕ
ВСТРЯХИВАНИЕ – ПОТРЯХИВАНИЕ
Надавливая ладонью и пальцами на мышцу, осуществляйте быстрые колебательные движения в стороны. При этом накладывайте руку поперек хода мышечных волокон. Выполняйте встряхивание только на конечностях. Встряхивание нижних конечностей делайте двумя руками, а верхних – одной.
ДВИЖЕНИЯ
Точечный массаж
Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов.
Формирования здорового образа жизни можно достичь, опираясь на здоровьесберегающие технологии, среди которых нужно особо выделить:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);
- информационные технологии;
- метод проектов;
- инновационные методы оценки результатов;
- непосредственно здоровьесберегающие технологии;
- исследовательская деятельность;
- адаптивная технология;
- дифференцированное обучение;
- обучение в сотрудничестве
При этом перед педагогом встают новые задачи, для решения которых могут применяться следующие компоненты:
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- рефлексия, обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
В результате реализации современных подходов в образовании к обучающему предъявляют жесткие и высокие требования, он ставится в такие условия, когда пути и средства решения проблемы нужно находить в системе реального времени и достигать при этом реального нужного результата. Для многих обучающихся это может привести к нарушению здоровья. К сожалению, местом формирования здоровья наших учащихся сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями, а система образования.
С целью решения проблемы сохранения здорового поколения при внедрении новых стандартов необходимо предусмотреть эффективное использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.