Полный текст статьи
Печать

Для развития экспериментальных умений важную роль имеет химический практикум. Он является необходимым условием для достижения экспериментальных умений. Практикум способствует развитию наблюдаемости, формирует у учащихся практические умения и навыки, развивает самостоятельность и возможность проведения работ исследовательского характера. Условием развития является постепенное развитие химических понятий, реализация поисково-исполнительной активность[1].

В основу экологизации химии в 10-11 классах включены проблемы защиты окружающей среды от химического загрязнения, о взаимосвязи состава и строения веществ, о биологической роли веществ, их отрицательные и положительные роли в природе, в организме человека, биологической взаимосвязи химических элементов, о причинах нарушения биогеохимических циклов, роли химии в решении экологических проблем. Также развиваем идеи проявления химических законов в природе, единство веществ, их взаимопревращения. В связи с этим, практические работы по теме «Индикация состояния окружающей среды» раскрывают химию окружающей среды с экспериментальной стороны, тем самым привлекая учащихся к изучению состояния загрязненности воды, элементного анализа почвы, воздуха.

В период летней педагогической практики, организованной на базе Олекминского научно-интеллектуального лагеря «Дьо5ур», нами проведены занятия практикума для учащихся 10-11 класса по теме «Индикация состояния окружающей среды». Для реализации практикума в обучении были специально отобраны практические работы по определению жесткости воды и ее устранению, определение содержания гумусовых веществ в почве, определение кислотности почвы, определение запыленности воздуха по листьям, элементный анализ почв, определение загрязненности воды в водоеме.

На констатирующем этапе выявлено, что в среднем 40% учащихся умеют выполнять и оформлять практические работы. Однако эти показатели учащихся не отражает полное формирование умений, развиваемых в ходе выполнения практических работ. Также анализ проведенного анкетирования показал, что у 45% учащихся выявлены интерес и стимул к проблеме изучения индикации состояния окружающей среде. В связи с этим возникла необходимость изучения индикации состояния окружающей среды в естественных природных условиях.

По результатам итоговой контрольной работы видно, что заметно наблюдается увеличение химических и экспериментальных умений, качество усвоения материала учащимися на 55%. После проведения практических работ показатели увеличились на 10 %. Однако определены затруднения по оформлению наблюдений химического эксперимента. Но, в целом, показатели знаний и умений повысились. Из этого, можно прийти к умозаключению, что использование практических занятий позволило эффективно достижению образовательной цели.

Результаты итогового контроля практикума показали, что практические занятия с использование проблемного обучения помогли учащимся правильно составлять алгоритм проведения практических работ, наблюдать, фиксировать полученные данные и обобщать полученные результат. Учащиеся могут проявить свою инициативу. В процессе практической деятельности у учащихся развился творческий подход к совершенствованию имеющихся и приобретенных знаний и умений по индикации состояния окружающей среды.