Оценка предметной обученности является обязательным элементом формирующейся системы оценки качества образования. Как утверждают, сегодня контроль всё больше уступает место диагностике. Это связано и с набирающей силу гуманизации образовательного процесса, с отношением к ученику как активному, сознательному, равноправному его участнику, и с более пристальным вниманием к возможностям и способностям детей. Если в условиях авторитарной школы объектом управленческого анализа, контроля и оценки был труд ученика, то в новых условиях анализу подвергаются совместный труд учителя и ученика, их общий результат.
Мы рассматриваем диагностику предметной обученности как рассматривает Н. Яшина т.е. как процесс сбора достоверной фиксированной информации в неразрывной связи с коррекционной работой. [1]
Как утверждает И.Г. Бензар, диагностика предметной обученности включает в себя:
- контроль;
- проверку;
- оценивание
- накопление статистических данных и их анализ;
- выявление их динамики;
- прогнозирование результатов. [2]
А технология системного диагностирования предметной обученности даёт возможность:
- объективно судить о качественных и динамических изменениях в продвижении к заданной цели не только отдельного учащегося, но и диагностируемого ученического коллектива, а также всего образовательного учреждения в целом;
- определять трудности в формировании предметных умений, целенаправленно и дифференцированно планировать коррекционно - развивающую работу с учащимися (как коллективную, так и индивидуальную)
- обоснованно отбирать (по результатам анализа статистических данных, полученных в ходе диагностирования) оптимальные учебные технологии по всему курсу обучения предмету, что приводит учителя к пониманию системной методики преподавания своего предмета
- моделировать новые учебные технологии.
Как отмечает А.М. Борисова, этапы технологии диагностики предметной обученности общеизвестны:
- Дифференцирование и структурирование ЗУН;
- Подбор заданий для диагностических работ;
- Проверка работ учащихся и заполнение диагностической карты;
- Анализ результатов диагностики;
- Планирование коррекционной деятельности учителя;
- Подбор и комплектование коррекционно – развивающих дидактических материалов;
- Анализ результативности коррекционно – развивающей работы; [3].
Как утверждают Г.Н. Козлова и В. В. Бабич, чтобы проводить диагностику предметной обученности необходимо разрабатывать комплект диагностических материалов, который включает в себя: 1) Спецификацию 2) Текст диагностической работы 3) Диагностическую карту 4) Анализ работы 5) Лист успешности ученика.
На основе изученного, нами разработаны диагностические работы по алгебре в 7 классе на тему «Многочлены».
Спецификация. Целями диагностической работы в 7 классе по теме «Многочлены» являются: 1) проверка качества и уровня усвоения знаний по математике по теме «Многочлены». 2) выявление «проблемных» тем для организации повторения и коррекции знаний учащихся; 3) проверка сформированности у учащихся познавательных УУД, такие как: определять рациональный способ вычисления; распознавать краткую запись решения задачи; переходить от словесной формулировки задач к алгебраической модели. Диагностические работы рассчитаны на 45 минут и состоят из 10 заданий по 4 варианта. В первой части 8 заданий базового уровня сложности, во второй – 2 задания повышенного уровня сложности. Все задания требуют развернутого ответа, и с их помощью можно проверить владение несколькими умениями.
Для примера приведем один вариант.
Таблица 1.
Например, первое задание, «Найдите сумму многочленов x2+12xy и 3x2+9y2» - проверяет умение сложения многочленов, умение привести многочлен к стандартному виду и вычислительные навыки.
Диагностическая карта. До проведения диагностической работы составляется «диагностическая карта» и после проведения заполняется. В ней отдельно выделены навыки, умения и УУД. «Проблемные зоны» отмечаются цветом: зеленый – оптимальный уровень; синий – допустимый уровень; желтый – критический уровень; красный – недопустимый уровень.
Диагностическая карта
Таблица 2.
Анализ работы. При его проведении указываются количественные и качественные показатели, перечисляются основные ошибки учащихся, делаются выводы о владении теми и иными навыками, умениями и УУД, а также необходимо продумать как организовать коррекционную работу. Например, из нашей диагностической карты видно, что учащиеся затрудняются при нахождении степеней многочленов, а также при доказательстве, распознании краткой записи решения задачи и определения рационального решения. Необходима коррекционная работа.
Лист успешности. Пример листа успешности.
Таблица 2.
Лист успешности ученика 7 класса по теме «Многочлены»
Фамилия, имя: _Алексеев Петя________________________________________________
|
|
Д/р №1 |
Д/р №2 |
Д/р №3 |
Д/р Итог. |
Навыки |
Решить уравнение |
+ |
+ |
+ |
+ |
Упростить выражение |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Находить значение выражения |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Умения |
Определять степень многочлена |
- |
|
|
- |
Находить сумму многочленов |
+ |
|
|
+ |
|
Находить разность многочленов |
+ |
|
|
+ |
|
Находить значение многочлена |
|
|
+ |
+ |
|
Умножить одночлен на многочлен |
|
+ |
|
+ |
|
Приводить многочлен к стандартному виду |
+ |
|
|
+ |
|
Выносить общий множитель за скобки |
|
+ |
|
+ |
|
Разложить на множители многочлен |
|
+ |
|
+ |
|
Разложить на множители многочлен способом группировки |
|
|
+ |
+ |
|
Умножить многочлен на многочлен |
|
|
+ |
+ |
|
УУД |
Определять рациональный способ вычисления |
- |
- |
- |
- |
Распознавать краткую запись решении |
- |
- |
- |
- |
|
Переходить от словесной формулировки задач к алгебраической модели |
- |
- |
- |
- |
Получены выводы, что после коррекций, нами разработанные диагностические работы по теме «Многочлены» в 7 классе дают положительные результаты. Сравнительный анализ обученности, изученной на основе школьной документации (журналов, ведомостей успеваемости по математике, контрольных срезов и т.д.) с результатами диагностики предметной обученности на основе данной технологии показывает, что они коррелируют между собой, значит, предложенная технология является эффективной.
Предположения о том, что диагностика предметной обученности будет эффективной, если разработать диагностические работы и технологию диагностики предметной обученности подтверждаются.