Полный текст статьи
Печать

Оценка предметной обученности является обязательным элементом формирующейся системы оценки качества образования. Как утверждают, сегодня контроль всё больше уступает место диагнос­тике. Это связано и с наби­рающей силу гуманизации образовательного процесса, с отношением к ученику как активному, сознательному, равноправному его участнику, и с более пристальным вни­манием к возможностям и способностям детей. Если в условиях авторитарной школы объектом управленческого анализа, контроля и оценки был труд ученика, то в новых условиях анализу подвергаются совместный труд учителя и ученика, их общий резуль­тат.

Мы рассматриваем диагностику предмет­ной обученности как рассматривает Н. Яшина т.е. как процесс сбора досто­верной фиксированной информации в не­разрывной связи с коррекционной рабо­той. [1]

Как утверждает И.Г. Бензар, диагностика предметной обученности включает в себя:

  • контроль;
  • проверку;
  • оценивание
  • накопление статистических данных и их анализ;
  • выявление их динамики;
  • прогнозирование результатов. [2]

А технология системного диагностирования предметной обученности даёт возможность:

  • объективно судить о качественных и динамических изменениях в продвижении к заданной цели не только отдельного учащегося, но и диагностируемого ученического коллектива, а также всего образовательного учреждения в целом;
  • определять трудности в формировании предметных умений, целенаправленно и дифференцированно планировать коррекционно - развивающую работу с учащимися (как коллективную, так и индивидуальную)
  • обоснованно отбирать (по результатам анализа статистических данных, полученных в ходе диагностирования) оптимальные учебные технологии по всему курсу обучения предмету, что приводит учителя к пониманию системной методики преподавания своего предмета
  • моделировать новые учебные технологии.

Как отмечает А.М. Борисова, этапы технологии диагностики предметной обученности общеизвестны:

  • Дифференцирование и структурирование ЗУН;
  • Подбор заданий для диагностических работ;
  • Проверка работ учащихся и заполнение диагностической карты;
  • Анализ результатов диагностики;
  • Планирование коррекционной деятельности учителя;
  • Подбор и комплектование коррекционно – развивающих дидактических материалов;
  • Анализ результативности коррекционно – развивающей работы; [3].

Как утверждают Г.Н. Козлова и В. В. Бабич, чтобы проводить диагностику предметной обученности необходимо разрабатывать комплект диагностических материалов, который включает в себя: 1) Спецификацию 2) Текст диагностической работы 3) Диагностическую карту 4) Анализ работы 5) Лист успешности ученика.

На основе изученного, нами разработаны диагностические работы по алгебре в 7 классе на тему «Многочлены».

Спецификация. Целями диагностической работы в 7 классе по теме «Многочлены» являются: 1) проверка качества и уровня усвоения знаний по математике по теме «Многочлены». 2) выявление «проблемных» тем для организации повторения и коррекции знаний учащихся; 3) проверка сформированности у учащихся познавательных УУД, такие как: определять рациональный способ вычисления; распознавать краткую запись решения задачи; переходить от словесной формулировки задач к алгебраической модели. Диагностические работы рассчитаны на 45 минут и состоят из 10 заданий по 4 варианта. В первой части 8 заданий базового уровня сложности, во второй – 2 задания повышенного уровня сложности. Все задания требуют развернутого ответа, и с их помощью можно проверить владение несколькими умениями.

Для примера приведем один вариант. 

Таблица 1.

Например, первое задание, «Найдите сумму многочленов  x2+12xy и 3x2+9y2» - проверяет умение сложения многочленов, умение привести многочлен к стандартному виду и вычислительные навыки.

Диагностическая карта. До проведения диагностической работы составляется «диагностическая карта» и после проведения заполняется. В ней отдельно выделены навыки, умения и УУД. «Проблемные зоны» отмечаются цветом: зеленый – оптимальный уровень; синий – допустимый уровень; желтый – критический уровень; красный – недопустимый уровень. 

Диагностическая карта

                                                                                  Таблица 2. 

Анализ работы. При его проведении указываются количественные и качественные показатели, перечисляются основные ошибки учащихся, делаются выводы о владении теми и иными навыками, умениями и УУД, а также необходимо продумать как организовать коррекционную работу. Например, из нашей диагностической карты видно, что учащиеся затрудняются при нахождении степеней многочленов, а также при доказательстве, распознании краткой записи решения задачи и определения рационального решения. Необходима коррекционная работа.

Лист успешности. Пример листа успешности.

                                      Таблица 2.

Лист успешности ученика 7 класса по теме «Многочлены»

Фамилия, имя: _Алексеев Петя________________________________________________

 

 

Д/р №1

Д/р №2

Д/р

№3

Д/р

Итог.

Навыки

Решить уравнение

+

+

+

+

Упростить выражение

+

+

+

+

Находить значение выражения

+

+

+

+

Умения

Определять степень многочлена

-

 

 

-

Находить сумму многочленов

+

 

 

+

Находить разность многочленов

+

 

 

+

Находить значение многочлена

 

 

+

+

Умножить одночлен на многочлен

 

+

 

+

Приводить многочлен к стандартному виду

+

 

 

+

Выносить общий множитель за скобки

 

+

 

+

Разложить на множители многочлен

 

+

 

+

Разложить на множители многочлен способом группировки

 

 

+

+

Умножить многочлен на многочлен

 

 

+

+

УУД

Определять рациональный способ вычисления

-

-

-

-

Распознавать краткую запись решении

-

-

-

-

Переходить от словесной формулировки задач к алгебраической модели

-

-

-

-

 

Получены выводы, что после коррекций, нами разработанные диагностические работы по теме «Многочлены» в 7 классе дают положительные результаты. Сравнительный анализ обученности, изученной на основе школьной документации (журналов, ведомостей успеваемости по математике, контрольных срезов и т.д.) с результатами диагностики предметной обученности на основе данной технологии показывает, что они коррелируют между собой, значит, предложенная технология является эффективной. 

Предположения о том, что диагностика предметной обученности будет эффективной, если разработать диагностические работы и технологию диагностики предметной обученности подтверждаются.