Полный текст статьи
Печать

На сегодняшний день созданию и развитию инновационных проектов уделяется большое внимание на государственном уровне. Практически все реформы, которые касаются преобразований в системе образования требуют совершенствования информационного обеспечения процессов управления, воспитания и образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» отмечается, что запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий выступают в качестве основного фактора обновления образования. Очевидно, что такие запросы делают актуальными проблемы эффективной информатизации системы образования, в частности школьного [1].

Для внедрения в образовательный процесс инновационной системы, необходимо проектирование, проявляющееся, в первую очередь, в планировании изменений и в предвидении последствий.

Изучением проблем проектирования занимались многие педагоги-исследователи: А.П. Аношкин, С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Е.Л. Белкин, В.П. Симонов, Н.И. Суртаев, А.П. Тряпицын, А.И. Уман и др. Они посвятили свои работы системному анализу основ проектирования учебного процесса.

Слово «проект» известно в русском языке с начала 18 века и восходит к латинскому projectus, означавшему «вытягивание», «вытянутое положение». В переводе с латинского «проект» означает брошенный вперед, т. е. замысел в виде прообраза объекта  [4].

В конце 80 годов прошлого столетия к разработке данного понятия подошли А. Н. Алексеев, Г. П. Щедровитский, С. И. Краснов и др. Но, несмотря на достаточно продолжительную историю развития представлений о педагогическом проектировании, до сих пор нет его единой трактовки.

Таким образом, существует несколько определений понятия «проектирование». Но мы остановимся на общераспространенном:

Проектирование — деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния; комплекта документации, предназначенной для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект [2].

В настоящее время в стране происходит активное внедрение инновационных проектов в образовательный процесс [4].

Данное направление активно внедряется и в школах Республики Саха (Якутия). Однако, большинство сельских школ, в частности школы северных районов республики, испытывают трудности в организации информатизации.

Например, в Саккырырской школе, ИКТ используются в основном при введении документации, создании базы данных: сведений об обучающихся, педагогах, родителях. Но так такового масштабного внедрения средств информатизации в деятельность ОУ не производится. Это обусловлено во многом отсутствием системного подхода к организации и интеграции информатизации. В образовательном учреждении отсутствует системность в разработке, накоплении и практическом использовании отмеченных информационных ресурсов. Как правило, подобные средства никак не связаны между собой и неоправданно дублируют одну и ту же функцию, что очень часто приводит к проблемам содержательного и методологического характера.

Недостаточное информационное обеспечение управленцев северных школ приводит к невозможности принятия оптимальных решений, как на основе часто меняющейся нормативно-правовой документации, так и современных достижений в областях образования, науки и практики. Очевидно, что системный подход к информатизации школьного учреждения может способствовать решению информационного обеспечения участников образовательного процесса.

Помимо данной проблемы, решение которого зависит непосредственно от руководителя, существуют немало проблем, которые требуют комплексного подхода к их решению. К ним можно отнести также:

  • · отсутствие специалистов, которые владеют одновременно и методикой преподавания и компьютерными, мультимедийными технологиями на высоком уровне;
  • · отсутствие единой системы, которая бы затрагивала все уровни информатизации в подготовке и переподготовке учителей и заместителей директоров;
  • · отсутствие связи между научными организациями, занимающимися информатизацией образования, и самими учреждениями образования.

Таким образом, обозначенные проблемы обусловлены, с одной стороны, противоречием между необходимостью внедрения инновационных педагогических технологий в образовательное пространство школы для получения нового качества образования и собственной профессиональной неготовностью педагогов решать качественно новые задачи; а с другой стороны внедрением инновационных технологий – развитием инфраструктуры образования. Развитие инфраструктуры должно опережать модернизацию содержания образования на несколько лет. Образовательный процесс должен технологизироваться и осуществляться в соответствующей требованиям современности информационно-коммуникационной среде.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для Арктических школ характерно наличие противоречия между потребностью в информатизации научно-методической и организационно-управленческой деятельностью, накоплением эффективных средств информатизации и опыта их использования в воспитании подрастающего поколения и, с другой стороны, отсутствием педагогических и методологических подходов к систематизации информационных ресурсов и технологий в виде единой информационной образовательной среды, как отдельного школьного учреждения.