«…Если пред тобою великая цель,
а возможности твои ограничены,
всё равно действуй,
ибо только через действие
могут возрасти твои возможности…»
Шри Ауробиндо
Вопрос «Кем быть?» - один из главных и значимых для каждого выпускника, особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя.
От этого решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Профессия, в сознании человека, нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Готовность к профессиональному самоопределению учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) находится на низком уровне. Им очень сложно выбрать профессию, которая соответствовала бы их возможностям, желаниям и была востребована на рынке труда.
«Особые» школьники знают о существовании рабочих профессий, имеют представления о том, чем занимаются рабочие. Но одно дело – знать, а другое – самому изготовить изделие, которое будет полезно в дальнейшем. Поэтому перед педагогами стоит задача так организовать работу, чтобы каждый «особенный» учащийся не только испытал подобные чувства, но, чтобы они переросли в желание, а затем и в привычку трудиться, приносить пользу людям, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.
Сегодня очень много говорится о важности профессиональных проб для обучающихся образовательных организаций. Но как быть тем, которые ограничены в передвижении? Не все профессиональные образовательные организации готовы принять детей с ОВЗ и тем более организовать им мероприятия, где они могли бы примерить на себя профессию.
Профессиональные пробы являются эффективной практической формой профессиональной ориентации, позволяющей учащимся с ОВЗ на практике осознать свои возможности, познакомиться с требованиями профессий, испытать себя в различных видах деятельности и принять решение в выборе будущей профессии.
В рамках профориентационной недели «Профессиональная среда» на базе МБОУ «Терентьевская СОШ» в этом учебном году были организованы профессиональные пробы в форме квест-игры «Дороги, которые мы выбираем…» для учащихся 8-11 классов образовательных организаций Прокопьевского муниципального района. Профессиональные пробы прошли совместно с волонтерами-сверстниками, которые оказывали посильную помощь ребятам в квест-игре. Учащиеся попробовали себя в роли дизайнера интерьера: где изначально ребята познакомились с профессией, рассказали в какой сфере специалист данной профессии может работать, познакомились с медицинскими противопоказаниями, которые имеются в этой профессиональной области. Полученные знания попытались закрепить и отработать на практике – с помощью 3D программы, смоделировать дизайн гостиной комнаты. Следующим испытанием для ребят стало погружение в профессию эксперта-криминалиста, здесь перед ними стояла задача найти преступника по отпечаткам, оставленным на месте «преступления». Школьники с особым интересом изучали картотеку на предполагаемых подозреваемых, попробовали самостоятельно с помощью электронной лупы найти улики, оставленные преступником. И в завершении этого этапа игры ребятам были вручены сертификаты «Юный сыщик». Заключительное испытание для ребят тоже было не из легких – им было предложено попробовать себя в роли повара и произвести расчет калькуляции ручным способом выпечки «Царская Пасха», т.е. поработать с текстом, который разделен на части. Каждый участник игры получил свою часть текста, в которой была необходимая информация для ответа на вопрос: «На какую сумму необходимо закупить продукты, чтобы испечь Царскую Пасху?».
В ходе квест-игры «Дороги, которые мы выбираем…» учащиеся получили сведения о деятельности некоторых специалистов, познакомились с индивидуальными особенностями и требованиями данных профессий, наметили маршрут образовательно-профессионального выбора, совершенствовали навыки общения со сверстниками. Результатом данного мероприятия стал макет плана работы по профессиональным пробам на новый учебный год, где единогласно было принято решение о проведении подобных мероприятий не реже трех раз в год.