Полный текст статьи
Печать

Реформы в образовании принесли в педагогический процесс проблему формирования и развития компетенций будущего профессионала. Говоря о высшей школе, необходимо отметить, что возникают противоречия при подготовке будущего педагога, в частности, между требованием общества и недостаточной практической ориентированности студента на профессиональную сферу [3]. Большая роль должна отводиться специальной целенаправленной практической работе студента с детьми. Несомненно, привлечение студента в педагогические отряды могут этому поспособствовать.

Педагогические отряды - это молодежные объединения, основанные на базе высших и средне специальных учебных заведений, где есть специальности с педагогическим уклоном [1, с. 184].

На базе физико-технического института СВФУ им. М.К.Аммосова был основан студенческий педагогический отряд “Роза Ветров”. Основными задачами работы отряда являются: профессиональная педагогическая ориентация студентов; создание благоприятных условий для самореализации и развития педагогических способностей будущего специалиста.

Все пришедшие в отряд студенты обязаны пройти курс обучения. Каждое воскресенье приглашенные преподаватели дают знания и готовят студентов к практической работе с детьми. На занятиях происходит разбор ситуаций, отрабатываются воспитательные технологии, проводятся тренинги, создаются педагогические проекты. На год вперед расписываются мероприятия такие как: слет единого детского движения – ЕДД - это слет самых активных детей Республики Саха(Якутия), слет юных корреспондентов, круглогодичный лагерь “Сосновый бор”, коммунарские сборы и много различных мероприятий, где вожатые, которые только год назад вступили в ряды отряда, получают не только теоретические знания, но и большую практическую часть. 

Нами были заданы три вопроса:

1)     Что вас привело в педагогический отряд?

2)     С какими трудностями вы столкнулись в работе с детьми?

3)     Является ли работа в педагогическом отряде средством профессионального развития будущего педагога?

В опросе участвовало 40 респондентов. Результаты тестирования показали, что ответы большинства опрошенных студентов – 32 респондента (80%) на первый вопрос были схожи. Студенты пришли в педотряд для того, чтобы набраться опыта, общаться и работать с детьми. Ответы других опрошенных были такими: узнать - смогут ли они работать с детьми (4 человека-10%), чтобы научиться работать в коллективе (4 человека-10%).  

На второй вопрос у респондентов возникли такие причины:

У 65% были трудности стоять перед публикой.

25% возникли проблемы с речевым барьером.

У 10% опрошенных проблемой стала дисциплина в отряде.

На третий вопрос у всех опрошенных была одна точка зрения - они, безусловно, считают, что движение педагогических отрядов является средством развития для будущего педагога.    

Проблемы, высказанные студентами, легли в основу новой программы подготовки вожатых как в теоретическом так и в практическом аспектах. Формы работы, применяемые в педагогических отрядах разнообразные: самоуправление, тренинги, соревнования, деловые игры, КТД и др. Студенты привлекаются к разработке тематических мероприятий, акций, проходят все стадии работы над ними: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Таким образом, они реально достигают успеха в конкретных видах деятельности и проектируют программу собственного развития, а также расширяют пространство социального взаимодействия. У них происходит смена круга общения, проба и освоение социальных и профессиональных ролей.

Мы отмечаем, что большинство опрошенных нами студентов, которые прошли курс вожатского мастерства изменились – преодолели свой страх перед аудиторией, получили ценный багаж знаний, умений и навыков, повысилась активность организованность, общительность, инициативность. Получили психолого-педагогические знания для практической работы с детьми. Эти знания им пригодятся в будущей профессии и в жизни.