Полный текст статьи
Печать

Сегодняшний процесс интеграции России в мировое экономическое пространство не может не отражаться на многих тенденциях современной жизни, особенно в области образования. Происходящие изменения обусловливают необходимость обновления системы образования. Средством такого обновления выступает инновационная направленность деятельности учителей, включающая в себя создание, освоение и использование новейших педагогических технологий.

Одной из современных технологий обучения иностранным языкам является языковой портфель (портфолио). Данная технология является одной из самых эффективных альтернативных форм контроля и оценки учебных достижений учащихся.

Существует множество подходов к определению понятия «языковой портфель». Из определения Совета Европы, непосредственного разработчика данной технологии, языковой портфель представляет собой «личный документ, который позволяет человеку продемонстрировать свою языковую компетентность в различных языках и контакты с другими культурами, а также руководит им в направлении изучения других языков» [2].

Главная цель языкового портфеля (портфолио) состоит в разностороннем развитии навыков самоконтроля, самооценки и самосознания обучающихся при изучении иностранных языков, как на занятиях, так и во внеурочное время. Данная технология даёт возможность ученику понять, насколько он объективен в оценке собственных знаний, умений, а учителю – насколько у школьников развиты критическое мышление, рефлексия и самооценка, направленные на отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности ученика как в количественном, так и в качественном отношении [3].

Структура языкового портфеля (портфолио) включает в себя три основных раздела:

  • · Языковой паспорт, который содержит документы, подтверждающие определенный уровень владения иностранным языком на момент предоставления портфолио.
  • · Языковая биография. Этот раздел отражает способность ученика к самооценке и планированию изучения иностранного языка. В нем владелец портфолио представляет свою историю изучения языка, анализируя собственные достижения и подкрепляя анализ примерами и фактами;
  • · раздел «Досье» дает возможность отобрать наиболее интересный и информативный материал и поместить его в портфолио в качестве иллюстраций тех достижений в области изучения языка, которые были представлены в разделах «Языковой паспорт» и «Языковая биография» [3].

В современной практике обучения иностранным языкам используются различные виды языковых портфолио, которые имеют следующую целевую направленность:

  • · как инструмент самооценки достижений учащихся в процессе овладевания иностранным языком (Self Assessment Portfolio);
  • · как инструмент демонстрации учебного продукта (Administrative Language Portfolio);
  • · как инструмент обратной связи по иностранному языку (Feedback language Portfolio);
  • · многоцелевой языковой портфолио, отражающий совокупность целей в области изучения иностранного языка (Comprehensive Language Portfolio);
  • · портфолио по различным видам речевой деятельности: Reading, Listening, Speaking, Writing Portfolio (Language Learning Portfolio) [4].

Языковое портфель (портфолио) призван выполнить такие функции, как:

  • · диагностическая – фиксирует качественные изменения в личностном росте обучающегося в процессе освоения учебного предмета за определенный период времени;
  • · целеполагания – способствует поддержанию учебных целей;
  • · мотивационная – поощряет совместные результаты достижений учащегося, учителя, родителей при изучении английского языка;
  • · содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых учащимся при изучении английского языка работ;
  • · развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения.

Работая с технологией «языковой портфель» на уроках английского языка обучающиеся приобретают следующие умения, которые характеризуют их как субъектов учебной деятельности:

  • · умение мобилизовать внутреннюю силу и энергию для приобретения новой информации, готовность к самосовершенствованию;
  • · умение организовывать собственную учебно-познавательную деятельность;
  • · умение соотносить имеющиеся знания с новой информацией;
  • · умение проводить проверку и самопроверку собственных знаний;
  • · умение проводить самооценку, самоанализ, самокоррекцию собственных действий;
  • · умение фиксировать успехи в изучении английского языка [1].

Мы с учениками начинаем вести языковой портфель с 5-6 класса, он представляет собой Self Assessment Portfolio и имеет следующую структуру:

  • · Language Passport, в который входит анкета учащегося, указываются причины изучения английского языка, лист самооценки учащегося по уровню владения языком; (рис.1)
  • · Language Biography, здесь учащийся определяет для себя проблемы в изучении английского языка на данный момент и пути их решения, анализирует свои успехи и прикрепляет различные грамоты и дипломы; (рис. 2)
  • · Dossier включает в себя творческие работы по итогам изучения тем (сочинения, проекты и т.д.) (рис.3).

Рис.1 Language Passport

Ученики самостоятельно отбирают работы в портфолио, выполненные ими к урокам английского языка. Отбор материалов проводится в течение учебного года. В конце учебного года проводится презентация и защита портфолио.

Применение технологии языкового портфолио на уроках английского языка показывает, что оно способствует решению образовательных, развивающих, воспитательных задач урока, а также стимулирует активность, самостоятельность, творчество и познавательный интерес учащихся.