Актуальность данной статьи обусловлена широким развитием информационных технологий в современном обществе, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности обучаемых и непосредственно на воспитательное пространство. Создание воспитательного пространства является необходимым условием становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.
На современном этапе развития общества использование компьютерных средств является неотъемлемой частью педагогического процесса образовательных учреждений всех уровней. В отличие от обычных технических средств обучения, которые направлены только на передачу большого количества готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, использование компьютеров позволяет успешно осуществлять развитие творческих способностей, быстроты мышления, внимательности, креативности обучающихся, а также формирует умение самостоятельно приобретать новые знания. Благодаря сети Интернет обучающиеся имеют доступ к информации круглосуточно практически в любой точке мира, поэтому учитель и учебники не являются единственными источниками информации.
Обучаемые, приходя в первый класс, уже имеют определенный учебный опыт, который они получили, используя компьютеры и другие технические устройства в повседневной жизни. В процессе их применения обучающиеся учатся быть внимательными, концентрироваться, быстро принимать решения, делать самостоятельный выбор, определять причинно-следственные связи, выстраивать стратегию решения определённых задач, что является положительными навыками для дальнейшей учебы [1].
Творчески желанный, радостный труд в годы детства, писал В.А. Сухомлинский, – это и горючее и чистый воздух, без которых не угасает огонек любознательности. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске [2]. Познавательный интерес – важнейшее интегральное условие развития личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях, т.е. его наличие не присуще от рождения. Внедрение компьютерных технологий в педагогический процесс вносит значительный вклад в развитие данного интереса. Одной из разновидностей компьютерных технологий является веб-квест.
Веб-квест (webquest) – это современная образовательная технология, предполагающая целенаправленную поисковую деятельность обучающихся с использованием информационных ресурсов сети Интернет для выполнения определенного учебного задания [6].
При этом веб-квест является одной из разновидностей проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность – это технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога. Данная технология направлена на развитие критического и креативного мышление, умение находить нестандартные решения, и которая осуществляется посредством сети Интернет.
Использование в проектно-исследовательской деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует решению целого ряда задач [4], [5]:
– повышение мотивации к самообучению;
– формирование новых компетенций на основе использования ИКТ для решения учебных задач;
– реализация креативного потенциала;
– повышение личностной самооценки;
– развитие самостоятельности, коммуникативных умений и умений работы в группе, навыка публичных выступлений [6].
Эта технология обучения был разработана в 1995 году профессорами государственного университета Сан-Диего Берни Доджем и Томом Марчем [3]. В веб-квестах авторам удалось объединить наиболее эффективные учебные практики в одну целостную систему деятельности учащихся. Написанная в 1995 году Б. Доджем статья «Некоторые размышления о WebQuests», получила широкое распространение, и многие учителя стали использовать предложенную технологию как новое средство обучения. В дальнейшем, в связи с появлением разнообразных сервисов Web 2.0, инструментарий разработки веб-квестов был значительно обновлен и расширен Т. Мартом.
Образовательный веб-квест – это сайт, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квесты разрабатываются для максимальной интеграции сети Интернет в учебный процесс на разных уровнях обучения. Они могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет или тему, так и быть межпредметными. В зависимости от цели использования этой технологии различают два типа веб-квестов: для кратковременной работы (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок – может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах [3].
Американские ученые-методисты во главе с Берни Доджем выделяют следующие виды заданий для веб-квестов: пересказ, планирование и проектирование, самопознание, компиляция, творческое задание, аналитическая задача, детектив, головоломка, достижение консенсуса, оценка, журналистское расследование, убеждение и научное исследование [7].
Нами был проведен методический эксперимент на основе использования веб-квеста на уроках английского языка, целью которого было проверить эффективность использования данной технологии посредством анализа усвоения материала обучающимися по теме «Traveller». Приведем в качестве примера одно из занятий проведенного на основе использования веб-квеста. Вся подгруппа, состоящая из 12 человек, была поделена на 3 команды по 4 человека каждая: Yellowstone, the Niagara falls, GrandCanyon. В каждой команде было несколько ролей: дизайнер, туроператор и эксперт английского языка. И так же был предоставлен перечень вопросов, на которые обучающиеся должны были ответить. Легенда данного веб-квеста состоялась в том, что каждая команда является командой туроператоров, которые только что узнали, что у них есть заказ на путевку в какое-то определенное место. Им необходимо исследовать имеющююся информацию об этом месте и подготовить отчетную презентацию. Данная тема исследования была выбрана в соответствии с УМК Ю.А. Комаровой и И.В. Ларионовой и К. Макбет «Английский язык» для восьмого класса по теме «Description of an amazing place in the USA».
Перед проведением урока с использованием веб-квеста, с обучающимися была проведена подготовительная работа. Был продемонстрирован пример презентации, которая должна была получиться в результате деятельности учеников. Презентация выступала в роли рекламы и советов путешественников по посещению данного места.
Так же, был представлен перечень критериев, по которым проходило оценивание работы.
Таблица 1
Критерии |
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
Красочность подачи материала |
Везде использованы картинки, фотографии, они уместно подобраны к содержанию материала |
Использованы почти везде картинки, фотографии и они почти везде уместно подобраны к содержанию материала |
Мало иллюстраций, неуместо подобранные иллюстрации |
Использование extreme adjectives |
5 слов |
3-4 слова |
2-0 слов |
Использование предложений First conditional в ответах на вопросы |
3 предложения |
2 предложения |
1 предложение или данный тип предложений не использовался |
Грамотность языка |
Допускается до 3 ошибок |
Допускается до 7 ошибок |
Допускается до 10 ошибок |
Логичность материала |
Логика выдержана во всем материале |
Логика выдержана не во всем, есть информация, которая противоречит сама себе |
Логики почти нет, очень сбивчиво представлен весь материал |
оригинальность |
Интересное оформление, необычная подача материала, интересные факты |
Интересное оформление, необычная подача материала, |
Информация неинтересная, нет интересных фктов |
Этап подготовки является очень важным, особенно, как в нашем случае, когда обучающиеся сталкиваются с новой формой работы. В данном случае, благодаря презентации, которая была продемонстрирована для примера, обучающиеся увидели, что от них требуется и в какой форме. Более того, предоставление критериев оценки так же играет важную роль, поскольку они представляют собой своеобразные определенные рамки, которые помогают педагогам четко и объективно оценить результаты работы, а обучающимся понять, что будет оцениваться в их работе. Данная таблица, была разработана в соответствии с уровнем владения языка обучающихся и необходимым грамматическим и лексическим знаниям по теме, которые необходимо усвоить.
Для удобства, непосредственно в начале урока, каждой группе была представлена презентация-инструкция. В ней содержалось приветственное письмо, подробная пошаговая инструкция, как и в каком порядке необходимо выполнять задание. Все сайты, которые предоставлялись обучающимся были заранее отобраны. Главными критериями отбора были четкость и правдивость информации. Был представлен список «Помощников» – онлайн словари, которыми обучающиеся могли пользоваться в ходе работы. Так же одной из целей работы было научить пользоваться интернет ресурсами, которые действительно являются полезными в повседневной жизни и особенно для путешествующих самостоятельно: Google maps (можно посмотреть месторасположение и как добраться до определенного места, сайты погоды, booking.com. (посмотреть цену, месторасположение отеля, комфорт). Обучающихся особенно привлекла работа с этими ресурсами, они активно рассматривали, анализировали, читали отзывы других путешественников.
Одним из преимуществ веб-квеста являлось в том, что каждый обучающийся был задействован в процесс. Более того, вопросы, которые задавались обучающимся, требовали собственных умозаключений от игроков. Например, вопрос «What should a traveller take in his suitcase?» (Что должен взять путешественник в свой чемодан?), требует размышления и анализа полученной информации о погодных условиях, местности, предпочтениях самого путешественника.
До и после проведения серии уроков на основе веб-квестов была проведена оценка знаний обучающихся по теме. Проанализировав результаты, мы сделали вывод об эффективности данного вида проектной деятельности. Неудовлетворительных результатов после проведения веб-квеста не было, в то время как отличных результатов стало в двое больше. Данные анализа усвояемости темы с применением веб-квеста представлены в виде диаграммы ниже: