Полный текст статьи
Печать

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.

Уильям Уорд

Великая цель образования — не только знания,

но и прежде всего действия.

Н.И. Мирон

Всем известно, что XX век был веком индустриализации, а XXI – это век информации. В настоящее время с развитием информационных систем и научно-технических достижений в области цифровой техники в современном обществе первой половины XXl века происходят большие перемены. Новое время требует нового подхода и к процессу обучения в школах. Российское образование тоже не чуждо нововведениям. Вместе с ростом научно-технического прогресса существенно вырос объем информации, очень быстро обновляется система научных знаний, усложняется содержание учебного материала в школах – все это требует нового подхода и к самому процессу школьного обучения. Поэтому современная система образования закономерно отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков и ставит главной целью развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий – УУД.

Немного теории. Универсальные учебные действия – это умение учиться, самостоятельно развивать свои способности, а также усваивать новые знания и применять их на практике. По сути, это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. В результате обучения должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Среди универсальных предметных действий особняком стоят регулятивные УУД. Они обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности. По сути, им необходимо уметь организовывать самих себя. Для этого нужно научиться ставить цели и достигать их. В учебной деятельности потребуется применять некоторые принципы на разных этапах.

Целеполагание на уроке учит детей ставить учебные задачи и соотносить уже известный материал с незнакомым. Далее требуется планирование – это значит, что ученик обязан определить последовательность действий в решении полученной задачи, выработать определенный план и следовать ему. Прогнозирование поможет увидеть обучающимся предварительный результат и степень усвоения материала, а также временную шкалу получения результата.

Контроль, коррекция и оценка действий помогут выработать обучающимся навыки самоконтроля. Контролируя и сверяя свои работы с предложенными образцами, исправляя свои действия в соответствии с правильным решением, ребенок учится правильно принимать свои собственные решения и вырабатывать определенный план действий. Требуется также саморегуляция – способность мобилизовывать собственные силы и преодолевать возникшие препятствия.

В данной статье, чтобы помочь педагогам преодолеть трудности в создании условий для формулировки целей урока обучающимися, остановимся поподробнее на некоторых приемах формирования регулятивных УУД обучающихся на уроках английского языка на этапе именно целеполагания.

Всем известна народная мудрость: «Хорошее начало – половина дела», поэтому в современном уроке трудно переоценить важность этапа целеполагания. Но занимая ведущее место в структуре традиционного урока, в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа. Как известно, цель любой деятельности, в том числе и учебной, – это ее предвосхищаемый результат. При этом важно понимать, что учитель не транслирует свою цель, а создает условия, вовлекающие каждого ученика в процесс целеполагания. Надо заметить, что формулировка целей вызывает серьезные затруднения как у обучающихся, так и у педагогов. Соответственно при планировании уроков этот этап требует продумывания средств и приемов, мотивирующих обучающихся на предстоящую деятельность. 

Для того, чтобы создать условия для положительной мотивации у обучающихся на начальном этапе урока, надо ввести понятие «темы урока», ведь тема самым тесным образом связана с целью урока. В качестве яркого примера предлагаем начать урок с какого-либо короткого видеофрагмента, отражающего суть учебного материала урока. После чего целесообразно было бы ввести несколько стандартных вопросов: What’s the theme of our lesson? What’s the topic of our today’s lesson? Также учитель может назвать тему урока и предложить обучающимся самим сформулировать цель с помощью приемов целеполагания. Да, современная педагогика требует учить детей выделять главное, уметь осознавать и выбирать цели обучения. Не вызывает сомнений, что почти все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Рассмотрим некоторые эффективные приёмы целеполагания для выработки регулятивных УУД.


Думается, что в арсенале каждого учителя найдется еще немало полезных приемов, которые можно использовать для развития у обучающихся навыков целеполагания. Также отметим, что представленные приемы любой учитель сможет адаптировать для применения и на других этапах урока. Но смеем надеяться, что данные приемы и методы совершенно точно облегчат работу учителя в современной системе образования.