Полный текст статьи
Печать

Образование сегодня – это не просто традиционная передача знаний от учителя к ученикам, это сложный процесс, направленный на формирование развитой личности, подготовленной к будущей жизни в обществе. В этом ключе особое значение приобретает учебно-исследовательская деятельность учащихся, являющаяся по своей сути воплощением новой идеи образования.

Образовательный процесс строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), фундаментом которого является системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. ФГОС ориентирован на становление многих личностных качеств выпускника, в числе которых выпускник характеризуется как «активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества» [1]. Обществу нужны люди, умеющие решать сложные задачи, готовые трудиться, развивать и преображать мир, в котором они живут. Данная потребность оказывает влияние на требования к содержанию, структуре и планируемым результатам обучения, отраженным в ФГОС. Так, в число требуемых предметных результатов входит «формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами» [1].

Среди личностных результатов следует отметить «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности» [1]. Так, очевидно, что учебно-исследовательская деятельность должна являться неотъемлемой частью обучения. В требованиях к структуре образовательной программы отражено, что программа общего образования должна осуществляться как через урочную, так и внеурочную деятельность. Организация внеурочной деятельности, организующаяся по направлениям развития личности, существует, в том числе и в таких формах как школьные научные общества, а также поисковые и научные исследования. Данные факт показывает, что организации учебно-исследовательской деятельности должно отводиться собственное место в учебной программе, а часы, затрачиваемые на обучение данной деятельности, не ущемляют основную учебную программу, а являются дополнительными, так как относятся к внеурочным занятиям.

Согласно ФГОС, с точки зрения содержания, образовательная программа должна быть направлена не только на усвоение знаний и учебных действий, на осуществление учебной деятельности, но и расширение возможностей ориентации в научном проектировании. Из этого следует, что программа должна обеспечить, во-первых, повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а во-вторых, формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.) [1]. Поэтому, обязательной частью описания программы сегодня является описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений.

Учитывая тот факт, что учебно-исследовательская деятельность является обязательной для реализации в современных школах, нами был проведен педагогический эксперимент, представляющий собой анкетирование учителей школ города Северодвинска по данному вопросу. Цель анкетирования состоит в том, чтобы выяснить, как и в какой мере осуществляется работа по данному направлению в школе. В анкетировании приняли участие 50 учителей. Отметим, что для нас особый интерес представляет написание работ по иностранному языку, поэтому в анкете сформулирован вопрос, посвященный тематике учебных исследований учащихся именно по иностранному языку.

Анкета включает следующие вопросы:

1. Какой предмет Вы ведёте?

2. Сколько учащихся и из каких классов пишут исследовательские работы с Вами?

3. Какие трудности возникают у Вас, как у научного руководителя при ведении работ учащихся?

4. С какими трудностями, на Ваш взгляд, сталкиваются учащиеся при написании работ?

5. Если Вы учитель иностранного языка, перечислите кратко темы, по которым учащиеся проводят исследования.

6. Представляют ли учащиеся результаты своей исследовательской работы в школе? Если да, то на каких мероприятиях и в каком виде.

7. Выступали ли Ваши учащиеся на городских / областных / всероссийских конференциях? (нужное подчеркнуть, написать из каких классов)

8. Сколько учащихся и из каких классов пишут проекты с Вами?

Первый вопрос анкеты направлен на то, чтобы выяснить, по какому предмету обучение учебно-исследовательской деятельности ведется наиболее активно. 35 учителей преподают иностранный язык, что составляет 70% от общего количества. 7 учителей являются учителями русского языка и литературы (14%), 3 учителя математики (6%), 5 учителей истории и обществознания (10%). Таким образом, мы видим, что иностранный язык занимает первое место среди предметов, в рамках которых учащиеся пишут исследовательские работы. Это объясняется. В первую очередь, возрастающей популярностью иностранного языка как учебного предмета, а также наличие большого количества тем для исследований в рамках данного предмета. В дальнейшем этот вопрос будет раскрыт нами более подробно при анализе ответов на вопрос № 5.

Целью второго вопроса является выяснение количества учащихся, которые занимаются учебными исследованиями, а также их деление по этапам обучения. Так, 36 учителей ответили, что учащиеся не пишут с ними исследовательские работы, что составляет 72% от общего количества опрошенных, 14 учителей (28%) ответили, что с ними пишут работы 41 учащийся. В среднем, на одного учителя приходится по 3 учащегося. Наибольшее количество исследовательских работ пишут учащиеся 7 классов – 15 человек (36,6%), на втором месте 8 классы – 8 человек (19,5), далее 5 классы – 6 человек (14,6%), 6 классы – 4 человека (9,8%), 9 классы – 3 человека (7,3%), 10 классы – 3 человека (7,3%), наименьшее количество работ пишут в 4 классах – 2 человека (4,9%). Проанализировав полученные ответы на второй вопрос, мы можем сделать вывод о том, что в школах низкий охват учащихся учебно-исследовательской деятельностью. Учителя, по разным причинам, не занимаются с учащимися исследованиями. Те учителя, кто берет на себя данную ответственность, являются научным руководителем, в среднем 3-х человек, в отдельных случаях учителя могут брать под своё руководство до 5 учащихся. Наиболее продуктивными классами по написанию исследовательских работ являются 7 классы. Данный факт может объясняться возрастными особенностями учащихся. 7 класс соответствует подростковому возрасту. Основная особенность мыслительной деятельности подростка – это нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним [2]. Данные психические особенности помогают учащимся лучше формулировать свои мысли в письменном виде, ставить перед собой конкретные цели и задачи, а значит, добиваться лучших результатов исследования. Обучаемых данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, что является необходимым при проведении учебного исследования. Кроме того, в средних классах школы развитие психики детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие детей. В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития. Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. Поэтому учащиеся данного возраста готовы не только к написанию работ, но и к их публичной защите и выступлениях на конференциях, где они могут продемонстрировать свои способности. Всё вышесказанное может объяснять высокий показатель написания исследовательских работ учеников данной возрастной группы. Наименьшее количество учащихся пишут работы в 4 классах. Это может объясняться тем, что учащиеся младшего школьного возраста не имеют достаточно сформированных психических качеств личности, что затрудняет для них проведение учебных исследований.

Целью следующего вопроса анкеты является установление трудностей, возникающих у учителей, как у научных руководителей при ведении работ учащихся. Основной трудностью, которая возникает у учителей, является выбор темы исследования. 20 учителей (40%) считают, что самым сложным в исследовании является вопрос выбора такой темы исследования, которая отвечала бы возрастным интересам учащихся, была современной, инновационной, а кроме того, доступной для анализа учащимися. Не менее трудной задачей, по мнению 15 учителей (30%), является планирование исследовательской деятельности с учащимися. Данный вид работ является достаточно объемным и требует систематического проведения исследования, распределения времени на поиск, отбор и анализ информации, на написание заключений, приготовления презентации для выступления и подготовки непосредственно к защите. Данная проблема, отмеченная педагогами, напрямую связанна и зависит от следующих трудностей, указанных учителями в анкетах, а именно – нехватка времени (10 человек, 20%). Учитель, которому необходимо готовится к урокам, создавать методические пособия, заполнять отчетную документацию, не в состоянии заниматься руководством учебных исследований учащихся. Однако, учителя, нашедшее время и силы заняться данной работой, отмечают, что еще одной проблемой, с которой они сталкиваются, является трудность обучения учащихся написанию учебно-исследовательских работ (7 человек, 14%). Учебно-исследовательская работа – это вид деятельности, плохо знакомый среднестатистическому школьнику. Такая работа требует знание структуры, методов, терминологии исследования. Учащиеся же традиционно привыкли поглощать знания, быть пассивными «приёмниками», а не активно воспроизводить и перерабатывать их. В связи с этим, учителям приходится с самых азов объяснять элементарные понятия, связанные с исследовательской работой, без которых невозможно осуществление исследования: учить ставить цели, задачи, определять объект и предмет исследования, обучение научному стилю речи др. Не малозначимой трудностью является отсутствие инициативности и самостоятельности у учащихся. Такую проблему отметили 5 учителей (10%). Вследствие того, что учащиеся проявляют лень, а также не имеют самодисциплины, большую часть работы приходится выполнять самому научному руководителю, так, учащийся превращается всего лишь в формального автора учебно-исследовательской работы, реальным же автором является сам учитель, который пишет её за учащегося. Всё вышеперечисленные трудности во многом объясняют причину низкого показателя задействованности учащихся в исследовательской деятельности. С одной стороны, учителя. Не имеющие достаточно свободного времени, материалов для обучения исследованию, а с другой стороны учащиеся, не подготовленные к осуществлению данного вида работы, не имеющие достаточных знаний и опыта в этой области, привыкшие получать готовую информацию, а не создавать новый переработанный продукт.

Следующий вопрос направлен на выяснение трудностей, возникающих у учащихся при написании данных работ. В данном случае каждый учитель отметил совокупность проблем, возникающих у учащихся: проблема формулирования мыслей с использованием научного стиля речи, постановка целей и задач исследования, отбор материала исследования, его анализ и написание выводов исследования, оформление готовых работ, проблемы с самодисциплиной и отсутствие инициативности. Учителя отмечают, что трудности у учащихся возникают как при написании теоретической, так и практической части исследования, на любом этапе исследования, что усложняет работу научного руководителя.

В связи с тем, что применение метода исследований на уроках иностранного языка повышает мотивацию учащихся к его изучению в школе, анкета содержала вопрос, напрямую связанный с темами исследования по иностранному языку. Так, учителя отметили следующие темы, по которым проводятся исследования: «Как запоминать английские слова, влияние цвета на запоминание», «Особенности перевода имен собственных», «Традиции Великобритании», «Достопримечательности Лондона», «Английский фольклор», «Иностранные надписи на футболках подростков», «Компьютерные игры как способ изучения иностранного языка», «Онлайн переводчики – польза и вред», «Сравнение традиций России и Великобритании», «Английские заимствование в современном русском языке на материале молодежных журналов», «Мотивация к изучению иностранного языка», «Английский в быту», «изучение языка через песни и фильмы», «Концепт добра в русских и английских пословицах», «Права ребенка в России и Англии», «Сравнительный анализ спортивной жизни Франции и России», «Структурные особенности омонимичных пар в названии животных в английском языке», «Детские парки в Англии», «Сладкая достопримечательность Галле», «Сравнение русских и немецких сказок». Таким образом, иностранный язык является особым предметом школьного курса, который формирует не только речевые компетенции учащихся, но и лингвострановедческие, знакомит учащихся с культурой людей других национальностей, их жизнью и традициями. Данный предмет предлагает большое количество актуальных тем для проведения учебных исследований сразу в нескольких областях (лингвистики, литературоведения, сравнительной типологии, методики, страноведения). Данный показатель объясняет, почему иностранный язык имеет наиболее высокий показатель среди других предметов по написанию исследовательских работ учащимися.

Занятие учебно-исследовательской деятельностью еще не означает создание готового продукта, поэтому с целью определения результативности написания данных работ, доведения начатого до конца, а также выяснения активности школ в организации научных конференций, в анкету был включен вопрос о мероприятиях, на которых учащиеся представляют результаты своей исследовательской работы. Так, 19 учителей (38%) ответили, что в школе ежегодно устраиваются научно-практические конференции, а также дни науки, на которых учащиеся могут представить свои работы. Таким образом, мы видим, что, несмотря на низкие показатели охвата учащихся данным видом деятельности, школы создают необходимые условия для того, чтобы учащиеся могли делиться своим опытом исследований и приобретать необходимые навыки публичных выступлений.

Следующий вопрос направлен на то, чтобы выяснить, насколько качественные работы пишут учащиеся, представляют ли они их на конференциях различного уровня (городского, областного, Всероссийского). 12 учителей (24%) отметили, что их учащиеся выступали на городски конференциях, таких как «Ученые будущего» и «Сияние Севера». 1 учитель написал об участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ. Мы можем предположить, что данные показатели свидетельствуют о достаточно хорошем уровне работ.

Отметим, что среди вопросов анкеты присутствует вопрос, связанный не с учебно-исследовательской деятельностью, а с проектной, которая также является обязательной согласно ФГОС. Из 50 опрошенных учителей, 25 учителя ответили, что учащиеся пишут с ними проекты, что составляет 50%. Общее количество учащихся, занятых проектной деятельностью составляет 92 человека, что на 56% больше, чем учащихся, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью. Возможной причиной такого расхождения является то, что проекты более просты для исполнения, занимают меньше времени и, следовательно, более популярны среди учащихся. Наибольшее количество учащихся, занимающихся написание проектов, учится в 7 классе (35 человек, 38%). Отметим, что наибольшее количество учащихся, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью, также обучается в 7 классе. Далее учащиеся 6 классов (18 человек, 19,6%), 5 классов (16 человек, 17,4%), 8 классов (14 человек, 15,2 %), 9 классов (6 человек, 6,5%), 4 классов (3 человека, 3,2%). Можем предположить, что написание проектов компенсируется недостаточная занятость учащимися учебно-исследовательской работой, так как проекты, наравне с исследованиями являются обязательными в современных школах в соответствии с ФГОС.

Таким образом, мы видим, что движущим механизмом развития общества является наука, основы которой закладываются уже на этапе получения школьного образования в виде учебно-исследовательской деятельности, что нашло свое отражение в ФГОС. Однако, несмотря на то, что реализация ФГОС является обязательной в современных школах, не все требования, представленные в данном документе, нашли свое воплощения в образовательных программах. На деле, многие учителя оказываются не готовыми к пересмотру устоявшихся взглядов на образование, на традиционную систему, в которой ключевое место отводилось передаче знаний, а не формированию компетенций. Организация учебно-исследовательской деятельности находится на низком уровне, носит формальный характер или вовсе не осуществляется на данный момент. Анкетирования показало, что учителя сталкиваются со многими трудностями при обучении учащихся написанию проектных и учебно-исследовательских работ.  Сами учащиеся, порой не готовы трудиться в той мере, в какой требует осуществление данной деятельности, которая предполагает наличие инициативности, творческого подхода, сформированности аналитического мышления, а также способностей к синтезу. Проведя исследование, мы увидели, что данная деятельность находится в школах на начальном, зарождающемся этапе. Единицы учителей готовы взять на себя этот груз по организации учебно-исследовательской деятельности. На сегодняшний день для современного учителя это, действительно, является грузом, так как не существует единой разработанной системы, учебных пособий по систематическому, широкому обучению учебно-исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп, а это значит, что каждый учитель сам вынужден становиться первооткрывателем в данной области.